Специалисты Роспотребнадзора совместно с экспертами проекта Минфина России и Всемирного Банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» разработали памятку для потребителей «ФИНАНСОВАЯ КИБЕРГРАМОТНОСТЬ И БОРЬБА С МОШЕННИЧЕСТВОМ», которой содержатся рекомендации как снизить онлайн-риски. Пандемия коронавируса ускорила переход потребления в онлайн, породив новые риски. Роспотребнадзор напоминает об основных нарушениях, с которыми сталкиваются потребители финансовых онлайн-услуг.
· Кредитование: Ø навязывание ненужного кредита / займа при продаже товара или услуги; Ø предоставление неполной информации о кредите – часть сведений «спрятана» в дальних разделах договора; Ø скрытые комиссии, спрятанные в «тарифном плане»; Ø займы, взятые посторонним на ваше имя; Ø «порча» кредитной истории: финансовая организация «забывает» сообщить в бюро кредитных историй о закрытом обязательстве; Ø отказ в реструктуризации кредита на заявленных условиях; Ø недобросовестные кредитные брокеры и псевдоброкеры, взимающие оплату без оказания услуг; Ø псевдопомощники: обещают «исправление» кредитной истории, поиск «законного» способа не платить долги», но только выманивают деньги и усугубляют положение.
· Страхование: Ø включение в полисы условий, снижающих вероятность получения страхового возмещения; Ø блокирование заключения договоров в электронном виде, если они невыгодны страховщику; Ø невнесение агентом полиса в базу компании и присвоение денег страхователя; Ø продажа накопительного инвестиционного страхования жизни под видом депозита; Ø занижение суммы страховой выплаты.
· Инвестирование: Ø предложение сложных продуктов (структурные облигации, производные финансовые инструменты) без надлежащего разъяснения их сути и рисков; Ø сложно структурированные тарифы, подталкивающие к избыточной торговой активности; Ø некачественные консультации, в т.ч. данные роботом-советником («робоэдвайзинг); Ø «автоследование» (автоматическое повторение сделок) за неумелым «инвестиционным гуру»; Ø возможность кражи части денег или ценных бумаг в случае недобросовестности брокера или управляющего.
Роспотребнадзор настоятельно рекомендует потребителям, столкнувшимся с указанными нарушениями обратиться в Единый консультационный центр по телефону 8-800-555-49-43 (звонок бесплатный). Центр функционирует в круглосуточном режиме без выходных дней на русском и английском языках. При наличии признаков совершенного преступления вы можете обратиться на бесплатную «горячую линию МВД России» 8-800-222-74-47, через портал (если это Интернет-мошенничество, обратитесь в управление «К» МВД России) или в отделение полиции по месту жительства. |