Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 г. № 1515 утверждены Правила оказания услуг общественного питания, которые направлены на защиту прав потребителей, а также детально регламентируют их взаимодействие с хозяйствующими субъектами, предотвращая тем самым конфликтные ситуации в сфере общественного питания. Правилами устанавливаются требования к доведению до потребителя во всех случаях необходимого объема информации, на основании которого должна быть обеспечена возможность правильного выбора услуг. Установлено, в частности, что исполнитель обязан довести до сведения потребителей в том числе следующую информацию: - перечень услуг и условия их оказания; - наименование предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов; - сведения об объеме (весе) порций готовых блюд продукции общественного питания и покупных товаров, емкости потребительской тары предлагаемой алкогольной продукции и объеме ее порции; - сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (в том числе калорийность, содержание белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания). По-прежнему исполнитель обязан книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю по его требованию. Также в Правилах прописано право потребителя получить услугу общественного питания в течение всего режима работы исполнителя. Настоящие Правила и Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» в наглядной и доступной форме должны быть доведены исполнителем до сведения потребителей. Важное нововведение в указанных правилах касается цен на услуги общественного питания. В Правилах прописано, что цена услуги общественного питания должна определяться стоимостью продукции, указанной в меню (прейскуранте). Кроме того, согласно абзацу второму пункта 19 данных Правил: «исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату, а также включать в договор (заказ) иные расходы (платежи, комиссии, доплаты, чаевые и др.), не включенные в стоимость продукции, указанной в меню (прейскуранте), и цену выбранных потребителем услуг по организации досуга и других возмездных услуг». То есть организация общественного питания вправе с согласия потребителя на оплату чаевых отразить их в чеке в качестве выручки в соответствии с законодательством РФ о применении контрольно-кассовой техники. Таким образом Правилами обеспечивается реализация статьи 16 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», согласно которой «запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг)» (пункт 2 ст. 16) и «продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату» (пункт 3 ст. 16). Указанные Правила оказания услуг общественного питания начнут действовать с 1 января 2021 года.
|