Всемирный день прав потребителей проводится ежегодно 15 марта начиная с 1983 года, а с 1994 года широко отмечается и в Российской Федерации. В 2020 году Всемирная организация потребителей (Consumers International) призывает обратить внимание на проблемы чрезмерного производства и нерационального потребления, что влечет за собой глобальное изменение климата, ухудшение состояния окружающей среды, приводит к утрате уникальных природных объектов. Немаловажно, что обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства уже является одной из Целей устойчивого развития (ЦУР), принятых государствами - членами Организации Объединенных Наций в 2015 году в рамках Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. В связи с этим 15 марта 2020 года Всемирный день прав потребителей пройдет под девизом «Рациональный потребитель» («The Sustainable Consumer»). По подсчетам ООН домохозяйства потребляют 29 процентов мировой энергии и, соответственно, их вклад в общие выбросы CO2 составляет 21 процент. Другие исследования показывают, что около 1 миллиона пластиковых бутылок продается по всему миру ежеминутно, а в 2018 году произведено 24,2 миллиарда пар обуви, при производстве которой используется несколько видов пластика и других материалов, которые практически не перерабатываются. В рамках глобального потребления отмечается, что производство продуктов питания связано с высоким энергопотреблением, вырубкой лесов, увеличением выбросов парниковых газов и чрезмерным использованием воды. 60% пластика, большая часть которого поступает из пищевой промышленности, попадает на свалки или в окружающую среду. Рациональное потребление направлено на повышение эффективности использования ресурсов и развитие справедливой торговли при одновременном снижении уровня бедности и предоставлении каждому возможности иметь хорошее качество жизни, доступ к еде, воде, энергии, медицине и многим другим благам. Именно выбор потребителей способен повлиять на повсеместное внедрение бережливых подходов к производству товаров и услуг. Работа Управления Роспотребнадзора по Амурской области неотрывно связана с рассмотрением обращений, число которых ежегодно увеличивается. За последние 7лет количество письменных обращений, поступивших в управление увеличилось в 1,7 раза (с 1,8тысяч в 2011г. до 3 тысяч в 2019г). На горячую линию за получением консультаций обратилось более 10 тысяч человек. Традиционно большая часть обращений (около 55%) приходится на нарушения в сфере защиты прав потребителей, остальные – на нарушения санитарного законодательства. Среди обращений, связанных с нарушениями прав потребителей лидирующее место занимают обращения на нарушения в сфере торговли - 40%; 20% - на деятельность на финансовом рынке, в основном – потребительское кредитование; 7% услуги связи , 6% - на услуги ЖКХ. В рамках осуществления контрольно-надзорной деятельности Управлением проведено 1800 проверок хозяйствующих субъектов, выявлено 7 тысяч нарушений обязательных требований санитарного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, возбуждено 2240 дел об административном правонарушении, наложено штрафов на сумму 17 млн.рублей, приостановлена деятельность 33 объектов, представляющих угрозу жизни и здоровью граждан, изъято из оборота 9 тонн опасной пищевой продукции, 4,7 тысяч детских игрушек, 750 тысячи единиц низковольтного оборудования. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Гражданское законодательство Российской Федерации закрепило основополагающий принцип - защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд. Управление Роспотребнадзора по Амурской области в полной мере использует свои полномочия на судебную защиту потребителей. Одним из наиболее распространённых видов участия Роспотребнадзора в судебной защите потребителей, является дача заключений по гражданским делам о защите прав потребителей. В 2019 году специалисты управления продолжили работу в этом направлении, в порядке статьи 47 ГПК дано 218 заключений в судах в целях защиты прав потребителей, сумма присуждённых денежных средств в пользу потребителей составила около 22 млн. рублей. На протяжении ряда лет такая важная задача, как информирование и консультирование потребителей, занимает особое место в деятельности управления. В целях принятия дополнительных мер, направленных на реализацию права потребителей на просвещение и обеспечение доступа потребителей к квалифицированной юридической помощи, в дополнение к ставшим уже традиционными общественным приёмным и телефонным «горячим линиям» на базе ФБУЗ созданы один Консультационный центр и пять Консультационных пунктов для потребителей. Пятью специалистами, работающими в Консультационных пунктах в 2019 в ходе личного приема и по телефону оказано около 6 тысяч консультаций по вопросам потребительского законодательства, оказана помощь в составлении 685 претензий и 77 исковых заявления. Количество консультаций растет из года в год и по сравнению с 2011 годом увеличилось в 3 раза. Консультационная помощь потребителям области оказывается посредством выездных консультаций на базе 20 МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг Амурской области согласно графика, утвержденного Управлением Роспотребнадзора по Амурской области и ГАУ Амурской области«Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Амурской области». 2019 год был отмечен новыми аспектами в сфере защиты прав потребителей. Одним из поручений Президента является принятие региональных программ по защите прав потребителей. Постановлением Правительства Амурской области от 29.12.2018г. №665 утверждена региональная программ «Защита прав потребителей в Амурской области на 2019-2023годы». Муниципальные программы по защите прав потребителей приняты в 25 муниципальных образованиях. На официальных сайтах органов местного самоуправления областив сети «Интернет» созданы разделы по вопросам защиты прав потребителей. Министерством образования и науки Амурской области созданы реестр, Координационный совет и «дорожная карта» по введению основ финансовой грамотности в рамках образовательной программы в образовательных организациях области, которые утверждены приказом Минобрнауки области от 30.07.2019 № 914. На базе образовательных организаций созданы экспериментальные, апробационные, пилотные площадки. В 2019-2020 учебном году в рамках образовательной программы основы финансовой грамотности изучают 4349 человек в возрасте от 6 до 20 лет. Обучение амурских школьников основам финансовой грамотности осуществляется во всех общеобразовательных организациях области в рамках изучения отдельных предметов учебного плана. Чтобы в полной мере реализовать право потребителей на защиту их прав, по поручению Правительства Российской Федерации, Роспотребнадзором создан Государственный информационный ресурс http://zpp.rospotrebnadzor.ru/. На портале размещена вся нормативная база по защите прав потребителей, включая международные и региональные правовые акты, находящиеся на обсуждении законопроекты. Отдельного внимания заслуживают опубликованные в открытом доступе сведения о случаях нарушения требований технических регламентов с указанием конкретных фактов несоответствия продукции обязательным требованиям. Каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений. Также размещена вся информация о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.
|