Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации своим определением от 5 февраля 2019 г. № 49-КГ18-61, вынесенным по результатам рассмотрения кассационной жалобы потребителя по делу, связанному с его иском к ПАО АКБ «Связь-Банк», среди прочего установила, что включение банком в договоры банковских вкладов, банковских счетов, открываемых физическими лицами, условия о том, что все спорные вопросы стороны решают путем переговоров с соблюдением претензионного порядка урегулирования споров, следует рассматривать как договорное условие, ограничивающее право потребителя на доступ к правосудию, поскольку Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» не предусмотрен обязательный досудебный претензионный порядок рассмотрения споров между потребителем и исполнителем услуг. В этой связи высшим судебным органом по гражданским делам было констатировано, что в целях защиты публичных интересов подобные оспариваемые условия договора являются ничтожными в силу пункта 1 статьи 16 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» и пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, а досудебный порядок урегулирования спора и, соответственно, подача досудебной претензии является правом потребителя, но не его обязанностью (примечание Роспотребнадзора: указанное не относится к случаям, когда до подачи искового заявления в суд обязательный претензионный порядок урегулирования споров предусмотрен непосредственно федеральным законом – см. пункт 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»).
|