С 1 июня 2014 года на территории Российской Федерации вводятся дополнительные антитабачные меры, направленные на обеспечение охраны здоровья граждан и минимизацию потребления табачной продукции, контролировать соблюдение которых в рамках соответствующих административных полномочий, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, будут должностные лица Роспотребнадзора и его территориальных органов. Речь идет о расширении перечня мест, подпадающих под запрет курения табака (статья 12 Федерального закона № 15-ФЗ), и ограничениях в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями (статья 19 Федерального закона № 15-ФЗ). Так, в целях предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека с 1 июня 2014 года запрещается курение табака (в дополнение к ранее установленным запретам курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах):
Аналогичный запрет также будет касаться судов, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров, за исключением случаев, когда по решению собственника судна или иного лица, уполномоченного таким собственником, курение на судне допускается в специально выделенных местах на открытом воздухе или в организованных изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции. Что же касается нововведений, связанных с ограничениями торговли табачной продукцией и табачными изделиями, то их суть заключается в следующем. С 1 июня 2014 года розничная торговля табачной продукцией может осуществляться только в магазинах и павильонах, т.е. исключительно в тех объектах розничной торговли (как бы они не назывались их владельцами), которые соответствуют определениям «магазин» и «павильон», приведённым непосредственно в статье 19 Федерального закона № 15-ФЗ («под магазином понимается здание или его часть, специально оборудованные, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, под павильоном понимается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно рабочее место или несколько рабочих мест»). В иных торговых объектах[1], а это в первую очередь касается так называемой мелкорозничной торговой сети (ларьков, киосков, палаток), а также на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами розничная торговля табачной продукцией запрещается. Определённое исключение сделано для населённых пунктов, в которых отсутствуют магазины и павильоны, - в них допускается торговля табачной продукцией в других торговых объектах или развозная торговля табачной продукцией. Помимо этого, с 1 июня 2014 года запрещается розничная торговля табачной продукцией на территориях и в помещениях (за исключением магазинов беспошлинной торговли) железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, на станциях метрополитенов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров, в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания, бытовых услуг. В тех же торговых объектах, где розничная торговля табачной продукцией разрешена, с 1 июня 2014 года запрещается её выкладка (для магазинов и павильонов это означает запрет выкладки любой табачной продукции в торговом зале), а демонстрация табачной продукции и предоставление информации о ней должны обеспечивать безусловное соблюдение требований, установленных частью 5 статьи 19 Федерального закона № 15-ФЗ. Указанное, в частности, означает, что информация о предлагаемой для розничной продажи табачной продукции, соответствие которой требованиям Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» подразумевается, доводится продавцом до сведения потребителей (покупателей) посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции, текст которого должен быть выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне, составленного в алфавитном порядке и содержащего указание цены продаваемой табачной продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков. Только после ознакомления конкретного покупателя с перечнем продаваемой табачной продукции продавец может по его обращению осуществить её демонстрацию с одновременным соблюдением требований, связанных с запретом продажи табачной продукции несовершеннолетним (статья 20 Федерального закона № 15-ФЗ). В частности, в случае возникновения у продавца сомнения в достижении лицом, намеривающимся приобрести табачную продукцию, совершеннолетия, лицо, непосредственно осуществляющее отпуск табачной продукции, обязано потребовать у потенциального покупателя документ, удостоверяющий его личность и позволяющий установить его возраст (по смыслу закона это должно быть сделано до начала демонстрации выбранной покупателем табачной продукции). Поскольку каких-либо специальных требований в отношении указания на конкретное место размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции, а также на величину букв (размер шрифта), которыми должен быть выполнен текст этого перечня, и правил применения алфавитного порядка, используемого при составлении перечня продаваемой табачной продукции, Федеральный закон № 15-ФЗ не содержит, то эти вопросы каждый продавец разрешает для себя самостоятельно. [1] Торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров (см. пункт 4 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». |