Управление Роспотребнадзора по Амурской области
ГЛАВНАЯ
НОВОСТИ
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО
ОБ УПРАВЛЕНИИ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА
ДОКУМЕНТЫ
ПРЕСС-ЦЕНТР
ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
ЦЕНТР ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ
 
 
 
телега
ФБУЗ Центр гигиенического образования населения Роспотребнадзора
Форма обращения граждан
ФБУЗ Центр гигиенического образования населения Роспотребнадзора
На главную / Новости / 
21 апреля 2014
О ситуации с соблюдением законных интересов граждан при заключении договоров обязательного страхования ОСАГО

18 апреля 2014 года в Генеральной прокуратуре состоялось рабочее совещание с участием представителей Центрального банка Российской Федерации, Роспотребнадзора и Федеральной антимонопольной службы по вопросу осуществления государственного контроля в сфере страхования. Целью совещания было обсуждение и выработка консолидированной позиции надзорных ведомств по ситуации, сложившейся в области обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), о которой Роспотребнадзор официальным письмом проинформировал Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

 При этом суть проблематики и соответствующая правовая позиция Роспотребнадзора сводится к следующему.

 В Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы с 2013 года в увеличивающемся количестве поступают обращения с жалобами на действия страховщиков, фактически препятствующих гражданам страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. Такая обязанность владельцев транспортных средств является законной и должна осуществляться на условиях и в порядке, установленных Федеральным законом от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО). Чаще всего поводами к возникновению споров между страховщиками и страхователями выступают или якобы отсутствие бланков договоров обязательного страхования (полисов ОСАГО), или попытки страховщиков обусловить заключение договора ОСАГО предоставлением иных услуг, в частности, договора добровольного страхования (КАСКО, страхование жизни и т.д.).

 С учетом того обстоятельства, что обращения граждан указанной тематики поступают в Роспотребнадзор и его территориальные органы не только непосредственно от граждан, но и из других органов власти, было принято решение о проведении анализа в целях правильной квалификации событий и выработки мер возможного реагирования в рамках установленной сферы деятельности (компетенции) Роспотребнадзора.

 Так, согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 322, Роспотребнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, а также по организации и осуществлению федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

 Реализацию соответствующих полномочий Роспотребнадзор осуществляет, исходя из содержания федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, в целом определенного положениями статьи 40 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей).

 При этом Роспотребнадзор всегда последовательно придерживался позиции, что страхование является одним из видов финансовых услуг, оказываемых исполнителями (страховщиками) потребителям (страхователям, застрахованным лицам).

 В 2012 году данную правовую позицию Роспотребнадзора поддержал Верховный Суд Российской Федерации (ВС РФ), указав в пункте 2 постановления Пленума ВС РФ от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» (далее – Постановление ВС РФ № 17), что Закон о защите прав потребителей применяется к отдельным видам правоотношений с участием потребителей, в том числе вытекающих их договора «страхования, как личного, так и имущественного», в части не урегулированной специальными законами (что соответствует норме статьи 39 Закона о защите прав потребителей).

 Тем не менее, до настоящего времени встречаются попытки противодействия территориальным органам Роспотребнадзора при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, хотя Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при реализации своих административных полномочий в установленной сфере деятельности не пытается подменять собой деятельность уполномоченных органов при осуществлении страхового и банковского надзора, а также надзора в национальной платежной системе и контроля на финансовых рынках.

 В любом случае Роспотребнадзор предпринимает меры административного реагирования к страховщикам, исходя из общего смысла потребительских правоотношений, определенных положениями статьи 9 Федерального закона от 26 января 1996 года № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 15-ФЗ), с учетом особенностей, определенных статьей 39 Закона о защите прав потребителей.

 В то же время, несмотря на позицию ВС РФ, изложенную в пункте 9 Постановления ВС РФ № 17, о принципиальной возможности применения законодательства о защите прав потребителей к отношениям по предоставлению гражданам услуг в рамках обязательного страхования (в данном документе ВС РФ ограничился только лишь медицинским страхованием, что не меняет общего смысла соответствующей правовой позиции высшего судебного органа), в функции Роспотребнадзора не входит осуществление контроля (надзора) за непосредственным исполнением прямых требований как такового законодательства о страховании, в частности, за соблюдением Закона об ОСАГО.

 Основное проявление недобросовестности со стороны страховщиков по отношению к гражданам, имеющим намерение застраховать свою гражданскую ответственность, изначально возникающую в силу специального закона, сводится к следующему.

 Согласно пункту 1 статьи 6 Закона об ОСАГО «объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации».

 В соответствии со статьей 3 Закона об ОСАГО к числу основных принципов этого вида обязательного страхования относятся:

 всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности владельцами транспортных средств;

 недопустимость использования на территории Российской Федерации транспортных средств, владельцы которых не исполнили установленную настоящим Федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности.

 При этом обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 4 Закона об ОСАГО.

 Как результат, согласно императивному требованию, закрепленному в пункте 3 статьи 32 Закона об ОСАГО, «на территории Российской Федерации запрещается использование транспортных средств, владельцы которых не исполнили установленную настоящим Федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности».

 Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены Законом об ОСАГО, и является публичным.

 Указанное означает, что к договору ОСАГО подлежат применению нормы статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) о публичных договорах, из которых следует, что страховая организация (страховщик), которая вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным в установленном законодательством Российской Федерации порядке, должна осуществлять такое страхование в отношении каждого, кто к ней обратится. При этом страховщик не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения названного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а при необоснованном уклонении от заключения договора к страховщику должны применяться положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 ГК РФ.

 Правовой смысл этих положений заключается в том, что если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами (в данном случае – согласно Закону об ОСАГО) «заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки».

 При этом контроль за исполнением владельцами транспортных средств установленной Законом об ОСАГО обязанности по страхованию, предусмотренный его статьей 32, осуществляется полицией при регистрации и осуществлении иных своих полномочий в области контроля за соблюдением правил дорожного движения, а также нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

 Все вышеприведенные, а также иные особенности обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, установленные Законом об ОСАГО, принципиально отличают рассматриваемые специальные правоотношения от правоотношений, регулируемых нормами законодательства о защите прав потребителей, которые изначально базируются на принципе свободы договора (см. статью 421 ГК РФ) и среди прочего не предполагают определение в рамках государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований законодательства о защите прав потребителей (см. статью 40 Закона о защите прав потребителей) в качестве субъекта проверки потребителя, под которым понимается гражданин, приобретающий товары (работы, услуги) исключительно своей волей и в своем интересе для нужд, никак не вытекающих из бремени несения соответствующей законодательно определенной обязанности, целеполаганием которой является защита прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами.

 В том числе поэтому гражданин - владелец транспортного средства, будучи страхователем по ОСАГО и стороной договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в данного рода гражданских правоотношениях не всегда является потребителем по смыслу Закона о защите прав потребителей.

 Соответственно, в указанном контексте правомерно оспариваемые страхователями действия страховщика по ОСАГО следует рассматривать не как свидетельство нарушения с его стороны требований статьи 16 Закона о защите прав потребителей, которая подразумевает изначальное существование самого предмета потребительских правоотношений по поводу товаров (работ, услуг), а как «действия в обход закона с противоправной целью» (см. статью 10 ГК РФ), приводящие к воспрепятствованию гражданину – владельцу транспортного средства исполнить законную обязанность по страхованию риска своей гражданской ответственности.

 Между тем в установленную сферу деятельности Роспотребнадзора не входит непосредственное решение вопросов, связанных с исполнением гражданами их законной обязанности заключить договор ОСАГО, а территориальным органам Роспотребнадзора не представляется возможным принятие мер административного реагирования за несоблюдение Закона об ОСАГО к страховщикам, препятствующим гражданам в какой-либо форме в реализации ими этой своей обязанности.

 С учетом данного обстоятельства гражданину имеет смысл направлять мотивированное обращение в Роспотребнадзор (его территориальные органы) лишь тогда, когда суть его претензий касается не заключения договора ОСАГО как такового, а попыток страховщика к уже заключенному договору ОСАГО навязать заключение других возмездных сделок, в частности, договоров добровольного страхования КАСКО и т.п. К обращению необходимо приложить (при наличии) документированные свидетельства в обоснование аргументов заявителя (копию договора об ОСАГО и других договоров, копии чеков и т.д.).

 В случае попытки отказа со стороны страховщика заключить договор ОСАГО в связи с якобы отсутствием бланков полисов обращение следует направлять в Центральный банк Российской Федерации (107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12) или в региональные подразделение Банка России, информация о которых размещена на его сайте по адресу: http://www.cbr.ru/regions/.

Кроме того, гражданин вправе адресовать интересующий его вопрос в прокуратуру по месту жительства, поскольку в силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации «в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства» осуществляет общий надзор за исполнением законов, в том числе, со стороны органов управления и руководителями коммерческих организаций, равно как и за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

О ситуации с соблюдением законных интересов граждан при заключении договоров обязательного страхования ОСАГО
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
Архив:
2014