Издавна существует поговорка «Береги здоровье смолоду».
В период социальных преобразований происходит адаптация различных групп населения к новым изменениям общественной жизни. К группам населения, наиболее подверженным социальным изменениям в современных условиях, относится молодое поколение страны.
Важность сохранения здоровья студентов особенно актуальна, поскольку они — производственный потенциал России. Данная проблема в настоящее время приобретает стратегическое значение и в связи с тем, что состояние здоровья молодежи в целом продолжает ухудшаться.
Истоки нарушений здоровья студентов находятся нередко еще в школьный период жизни. За период обучения в высшей школе число лиц с хроническими заболеваниями и функциональными нарушениями возрастает.
В высшие учебные заведения поступает молодежь, состояние здоровья, которой оставляет желать лучшего. В наиболее сложной ситуации среди студенческой молодежи находятся в первую очередь первокурсники, которых можно отнести к группе высокого риска вследствие чрезвычайно высокой адаптационной нагрузки на организм. Среди абитуриентов, поступающих на I курс, до 90% имеют отклонения в состоянии здоровья, до 50% — сформированные хронические заболевания.
Структура и условия учебного процесса в вузе по сравнению со школой усложняются: увеличивается объем учебной нагрузки, изменяются формы и методы преподавания, интенсификация учебного процесса, повышаются педагогические требования, во время экзаменационных сессий предъявляются чрезмерно высокие требования, широко внедряются технические средства и компьютерные технологии в учебный процесс, резко возрастает интенсивность информационного потока. Ограниченное время на переработку и усвоение информации, необходимость заучивания больших объемов материала, перегруженность учебных программ в сочетании с несовершенным режимом питания и рациональной организацией досуга заставляют студентов заниматься до 10—12 ч, а в период сессии до 14—16 ч в сутки. В последнее время сформировались дополнительные факторы интенсификации обучения: использование персональных компьютеров, Интернета, видеотехники. Комплексное воздействие неблагоприятных факторов учебного процесса приводит к ухудшению состояния здоровья студенчества, изменению адаптационных резервов нервной, эндокринной, иммунной и других систем организма.
Основная часть факторов, влияющих на уровень здоровья студентов, относится к образу жизни. Для студентов основными составляющими здорового образа жизни (ЗОЖ) являются достаточный объем двигательной активности, рациональное питание, соблюдение режима дня, исключение вредных привычек, в первую очередь употребления психоактивных веществ.
Один из важнейших факторов ЗОЖ — двигательная активность, которая снижается у студентов за счет постоянного использования персональных компьютеров, Интернета, видеотехники, которые стали частью досуга, а не только для обучения, и не желание заниматься физической культурой, двигательная активность снижается особенно к последнему курсу, когда проводятся только факультативы по физической культуре.
Питание является основным фактором в обеспечении оптимального роста и развития организма, его работоспособности, адаптированности к воздействию различных агентов внешней среды. Характерны однообразие меню, повторяемость, употребления одних и тех же продуктов в течение дня. Отсутствие порой полноценного горячего обеда, практикуется прием пищи "на ходу", всухомятку. Отсутствие в учебные дни в рационе традиционных блюд (закуски, супы, вторые блюда). Важнейшей частью рационального питания является режим. Режим дня студента характеризуется жестким лимитом времени, когда при составлении расписаний не учитывается время для приема пищи.
В рационах студентов недостаточно используются значимые продукты, содержащие белки: яйца, молоко, сливочное масло, мало кисломолочные продукты, рыба, мясо, натуральные соки, свежие овощи и фрукты, независимо от времени года. Анализ рационов студентов показал популярность таких продуктов, как сосиски, колбасы, чипсы, сладкие газированные напитки, энергетические напитки.
Немаловажное отрицательное значение на состояние здоровья оказывают курение, регулярное употребление алкогольных напитков. Приобщение к курению происходит в основном еще до поступления в университет, в возрасте 14—15 лет.
Обучение студентов гигиеническим основам здорового образа жизни и их активное участие в этом позволит укрепить и сохранить здоровье студентов при получении образования и в будущей профессиональной деятельности.
Для утверждения в студенческой среде гигиенических принципов здорового образа жизни можно рекомендовать следующее:
-
с первого года обучения формировать ориентацию студентов на физическую культуру, которая в современных условиях является наиболее доступным, привлекательным и действенным средством повышения двигательной активности, умственной работоспособности и профессионального мастерства;
-
планомерно проводить внеучебную работу, направленную на улучшение досуга студентов;
-
проводить профилактическую работу по рациональному питанию студентов, о вреде курения и приема алкоголя.