Управление Роспотребнадзора по Амурской области
ГЛАВНАЯ
НОВОСТИ
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО
ОБ УПРАВЛЕНИИ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА
ДОКУМЕНТЫ
ПРЕСС-ЦЕНТР
ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
ЦЕНТР ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ
 
 
 
телега
ФБУЗ Центр гигиенического образования населения Роспотребнадзора
Форма обращения граждан
ФБУЗ Центр гигиенического образования населения Роспотребнадзора
На главную / Новости / 
5 июля 2024
Как создавалась и развивалась санитарно-эпидемиологическая служба при строительстве БАМа

В 2024 году отмечается 50-летие со дня начала строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, внесшей существенный вклад в освоение и развитие Сибири и Дальнего Востока.

БАМ – одна из крупнейших магистралей в мире протяженностью более 4000 км  от г. Усть-Кут до Комсомольска –на – Амуре, проходит по территории Иркутской, Читинской, Амурской областей, Бурятии, Якутии и Хабаровского края.

Для руководства строительством были созданы Главбамстрой Минтрансстроя и Дирекция строительства БАМ МПС.

Медико-санитарное обеспечение стройки, подобной БАМу, история здравоохранения еще не знала. Впервые в практике строительства железных дорог в октябре 1974 года Министерством путей сообщения создана самостоятельная врачебно-санитарная служба.

Развертывание медицинских учреждений, в том числе санэпидстанций, осуществлялось в несколько этапов. Вначале они размещались во временных зданиях из сборно-щитовых конструкций и вагончиках (фото 1). Одновременно велось строительство капитальных  зданий.

 

1983 г., город Тында. ДорСЭС вначале размещалась в двух сборно-щитовых зданиях. Слева направо: Иконникова Т.М., Смирнова Л.К., Кох П.И., Марьина Р.С.

Санитарно-эпидемиологические учреждения на БАМе создавались с учетом этапов строительства дороги, которое велось с двух направлений- Западного и Восточного навстречу друг другу. В 1984 году два участка строительства встретились на ст.Куанда. Это событие было отмечено укладкой «Золотого звена» и награждением большой группы строителей, в т.ч. работников СЭС медалями «за строительство БАМ» (фото 2 и фото 3). 

 

1984 г. Укладка «Золотого звена» на ст. Куанда. На стеле – названия всех построенных станций БАМ

Сотрудники ДорСЭС, награжденные медалью «За строительство БАМ»

 

Строительство велось преимущественно в малоосвоенных территориях при отсутствии какого-либо транспортного сообщения, в условиях вечной мерзлоты и болотистой местности при наличии природно-очаговых инфекций. Все это требовало нестандартных решений. К числу важнейших задач относились вопросы организации предупредительного санитарного надзора (от проектирования, хода строительства и приема в эксплуатацию объектов), а также организация санитарно-гигиенического контроля за размещением, питанием, водоснабжением прибывающих строителей и членов их семей. Предупреждение возникновения и распространения инфекционных и других заболеваний, борьба с гнусом и природно-очаговыми инфекциями. В связи с чем большое значение в обосновании и осуществлении санитарного надзора сыграли научные исследования Всесоюзного НИИ железнодорожной гигиены, посвященные планировке временных поселков, привозному водоснабжению, питанию в передвижных котлопунктах, санитарной охране почвы и др. Институтом было подготовлено и передано врачебно-санитарной службе БАМа более 20 нормативных и методических документов. (Прохоров А.А, 1982г., 1984г.)

В 1974 году в г. Усть-Кут на ст.Лена прибыл из Москвы первый эшелон строителей Всесоюзного ударного комсомольского отряда имени 17 съезда ВЛКСМ. Вначале работу по санитарно-эпидемиологическому обеспечению строителей проводил санучасток ст. Лена (Асанов Я.И.). В зависимости от задач и продвижения строителей на восток, количество, структура и штаты менялись. В январе 1975 года санучасток был преобразован  в СЭС ст. Лена-Восточная (Ламах Г.М.).

В числе первых были открыты СЭС на ст. Тында (Бурлаков А.А. 1974 г., Смирнов В.Т.), Северобайкальск (Бирюков И.П. 1974 г., Черненко А.А. 1976 г., Шаповалов П.В. 1983 г.).

По ходу строительства шла реорганизация и передислокация санэпидстанций с изменением границ обслуживания. Часть сотрудников во главе с Ламах Г.М. (1979 г.) переехали во вновь созданную СЭС на ст. Усть-Нюкжа, а другая часть сотрудников во главе с Асановым Я.И. (1985 г.) – на ст. Таксимо. После их отъезда на ст.Лена была создана новая СЭС (Погодаев В.В. 1986г). Открыты СЭС на восточном участке на ст. Ургал (Мерекин В.А. 1979 г.) и ст. Февральск (Шевкун В.Д. 1983 г.). Позже на ст. Таксимо (Асанов Я .И. 1985 г.) на ст. Чара (Москаленко А.И. 1984 г., Мальцева-Триволь В.А.), на ст. Томмот (Шевкун В.Д. 1985 г.).

Весь период строительства БАМа большое внимание развитию сети медицинских и санитарно-эпидемиологических учреждений, созданию крепкой материальной технической базы, стабильных кадров уделялось Главным врачебно-санитарным управлением МПС (руководитель Мельник С.Ф.). В числе первых БАМ посетил Главный государственный санитарный врач по железнодорожному транспорту Кривуля С.Д. И все последующие годы он самым активным образом участвовал в решении возникавших в ходе строительства дороги проблем, способствовал принятию нормативно-правовых документов по всем разделам деятельности СЭС в условиях новостройки. Активно привлекал научные кадры к решению поставленных задач.

Неоценимую помощь оказывала ЦСЭС МПС СССР, возглавляемая Геннадием Григорьевичем Онищенко. Комплексная система управления, упорядочение организации проведения комплексных проверок с оформлением соответствующих документов, школа передового опыта, практическая помощь на местах и др. очень востребованы особенно там, где создаются новые структуры и коллективы СЭС. (фото 4) 

 

1987 г. Комплексная проверка специалистами ЦСЭС. На фото:  Кошелев Б.А.-зам.гл.врача ЦСЭС МПС СССР, Смирнова Л.К.- гл.врач ДорСЭС, Кудянов Ю.А.-зав.отделом гигиены питания ДорСЭС, Байтугаева С.А.- зав.эпид.отделом ДорСЭС, Дутов Л.В., Агапова Л.П.- врач-эпидемиолог ЦСЭС МПС СССР, Чернявский Г.И.- зав.отделом гигиены детей и подростков

В успешном сооружении магистрали немалую роль играла рациональная организация медицинского обслуживания и санитарно-эпидемиологического надзора. Впервые в практике строительства железных дорог в октябре 1974 года была создана врачебно-санитарная служба при Дирекции строительства БАМ. Организация деятельности, контроль и оказание практической помощи санэпидучреждениям возлагалась на организационно-методический отдел врачебно-санитарной службы. В ней первым главным санитарным врачом БАМа была назначена Попова Галина Иннокентьевна в 1974 г., выпускница Иркутского Государственного мединститута. Выпускники этого ВУЗа в дальнейшем составили костяк специалистов санитарного надзора на БАМе. С 1976 г. на этом посту трудились Хубоян К.П., Бурлаков А.А., Смирнова Л.К., Блохин В.И.

С 1976 года по 1984 год, вплоть до открытия сквозного движения по БАМу, Попова Г.И. возглавляла врачебно-санитарную службу БАМа, уделяя большое значение вопросам санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения строителей и членов их семей. Выбранная стратегия и взвешенные, научно-подкрепленные решения за короткий срок позволили создать службу и медицинскую сеть со всеми структурами, крепкой материально-технической базой, оснащением современным оборудованием, транспортом в том числе бактериологическими и радиологическими лабораториями, дезинфекционными камерами на автомобильном ходу. В это время уже функционировало 18 больниц, 49 амбулаторно-поликлинических учреждений, 9 санитарно-эпидемиологических станций, 2 аптечных склада с сетью аптек и аптечных пунктов, дорожный дом санитарного просвещения, дорожная станция переливания крови, ФАПы, основная часть которых размещалась в капитальных зданиях. Были установлены тесные деловые связи с учреждениями здравоохранения и санэпиднадзора на территориях прохождения магистрали (Иркутская, Читинская, Амурская области, МЗ Бурятии, МЗ Якутии и Хабаровского края), а также с врачебно-санитарными службами Дальневосточной, Забайкальской, Восточно-Сибирской железных дорог, что позволило оперативно и в полном объеме решать комплексные вопросы жизнеобеспечения и охраны здоровья населения БАМа.

В 1983 году на базе организационно - методического отдела врачебно-санитарной службы БАМ была создана дорожная санэпидстанция на ст. Тында (гл.врач Смирнова Л.К., награждена медалями «За строительство БАМ» и «За трудовую доблесть», знаком «Почетному железнодорожнику») и структура службы приобрела типичный для действующих дорог характер. Врачебно-санитарная служба, главный санитарный врач дороги, дорожная санэпидстанция и действующие санэпидстанции с санитарными участками.

В основу санитарно-эпидемиологического надзора на стройке были положены исследования, проводимые под руководством научно-координационного центра по медико-биологическим и санитарно-гигиеническим проблемам строительства БАМ, созданного при АМН СССР, возглавляемого академиками Барояном О.В. и Седовым К.Р. По итогам исследований и обобщений вырабатывались научно-технические решения по обеспечению благоприятных условий труда и быта населения БАМ. Только один пример: на Западном участке БАМ, в Прибайкалье, где нельзя применять ядохимикаты для борьбы с гнусом, клещами и другими кровососущими насекомыми особо значимыми по своему практическому выходу были проведены исследования ИМП и ТМ им. Е.И. Марциновского (1975-1980г) и рекомендованы меры индивидуальной и групповой защиты строителей – разработан, опробован на строителях и успешно применялся защитный костюм Л.И.Жуковой, что исключало нанесение инсектицидов на тело и одежду человека.

Ведущие институты гигиенического и эпидемиологического профиля под руководством научно-координационного центра АМН СССР проводили научно-практические конференции в зоне строительства БАМа, в районах Сибири и Дальнего Востока по различным медико-биологическим проблемам БАМа (фото 5, фото 6, фото 7).

 

1984 г. Совместная конференция с Иркутским Противочумным институтом, г. Тында

Сборники докладов научно-практических конференций

Яркий пример активного участия специалистов санэпидслужбы в изучении проблем медико-санитарного обеспечения строительства БАМа (доклады отмечены галочкой)

Врачи, прошедшие школу работы на БАМе обрели бесценные трудовые и личностные качества. Особенно заслуживают уважения главные врачи СЭС: Ламах Г.М., Бурлаков А.А., Смирнова Л.К., Асанов Я.И., Черненко А.А., Погодаев В.В., Блохин В.И. Специалисты: Дубовец С.Н., Иконникова Т.М., Бодрова Э.А., Белобородова О.К., Красных В.Л., Бевзюк А.Т., Байтугаева С.А., Кудянов Ю.А. и многие, многие другие врачи и их помощники. Их слаженная работа и профессионализм  позволили обеспечить на самом высоком уровне санитарно-эпидемиологическое благополучие строителей БАМа и членов их семей.

 

 

Статья подготовлена Поповой Г.И., первым главным санитарным врачом БАМа, и Смирновой Л.К., главным врачом Дорожной СЭС на ст. Тында.

Как создавалась и развивалась санитарно-эпидемиологическая служба при строительстве БАМа
Архив:
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014