Одним из приоритетных направлений деятельности Управления Роспотребнадзора по Амурской области на протяжении рада лет является защита прав потребителей финансовых услуг, консультирование, информирование и просвещение граждан по различным аспектам финансовых услуг и соответствующих потребительских прав.
За 8 месяцев 2015года Управлением области рассмотрено более двухсот обращений граждан по вопросам ненадлежащего предоставления им финансовых услуг. В основном заёмщики обращаются с жалобами на навязывание дополнительных услуг по страхованию при заключении кредитных договоров, а также взимании различных комиссий.
В 2015 году сотрудниками управления Роспотребнадзора по Амурской области проведено 10 проверок кредитных организаций, в результате проведения которых составлено 10 протоколов об административных правонарушениях.
Защита прав потребителей финансовых услуг осуществляется не только в административном, но и в судебном порядке.
В текущем году судами общей юрисдикции Управление Роспотребнадзора по Амурской области привлекалось для дачи заключения по 65 искам о защите прав потребителей финансовых услуг, истцы не согласны с присоединением к программам страхования банков, с взиманием банками комиссий за страхование жизни и здоровья заемщиков, отказом банками и страховыми организациями в возврате страховой премии при расторжении договоров страхования, несанкционированным снятием денежных средств с банковских карт в пользу третьих лиц и др.
В начале 2015года в Консультационный Центр для потребителей обратился житель города Благовещенска П* за помощью в составлении искового заявления.
19.02.2014 года между П* и ОАО «Сбербанк России» был заключен кредитный договор, размер кредита 264000 рублей, на срок 60 месяцев. При заключении кредитного договора заемщик П* был вынужден подписать стандартный бланк заявления на страхование жизни и здоровья. Согласно данному заявлению Банк застраховал П* по «Условиям участия в Программе коллективного добровольного страхования жизни и здоровья заемщиков ОАО «Сбербанк России». В результате, из суммы кредита была списана сумма в размере 23760 рублей за подключение к программе добровольного страхования.
19.06.2014г. П* подал в Сбербанк заявление о прекращении участия в программе страхования и в этот же день досрочно погасил задолженность по кредиту. Банк принял условия заёмщика П*, однако возвратил ему лишь часть суммы в размере 19290 рублей от основной, которая была уплачена за подключение к программе страхования, а часть суммы в размере 2882,86 рублей якобы списали в качестве налога в размере 13%.
П* неоднократно обращался в банк с письменными претензиями с требованием выплатить остаток суммы, но получал отказ.
В Консультационном Центре для потребителей заёмщику П* было составлено исковое заявление, однако, мировой судья в удовлетворении заявленных требований отказал.
Специалистами Консультационного Центра для потребителей была подготовлена апелляционная жалоба, рассмотрев которую, Благовещенский городской суд отменил решение мирового судьи и принял новое решение.
Суд апелляционной инстанции, с учётом изложенных в жалобе доводов, решил: признать недействительным кредитный договор, заключенный между П* и ОАО «Сбербанк России» в части условий об участии П* в Программе коллективного страхования, обязанности П* уплатить ОАО «Сбербанк России» 23760руб в качестве платы за подключение к Программе страхования.Взыскать с ОАО «Сбербанк России» в пользу П*: денежные средства, уплаченные во исполнение вышеуказанного условия кредитного договора – 4466,88руб; в счет возмещения убытков по уплате процентов за пользование денежными средствами за период с 19.02.2014г. по 19.06.2014г. включительно – 1941,58руб; компенсацию морального вреда – 2000руб, штраф – 4204,22руб, в счет возмещения судебных расходов – 802руб.
Обращения по вопросам ненадлежащего предоставления финансовых услуг продолжают поступать. В июле-августе 2015года была проведена внеплановая проверка в отношении ПАО КБ «Восточный» на основании поступившего обращения. В ходе проведения проверки общества Управлением Роспотребнадзора по Амурской области выявлено, что Банком произведен обман потребителя – в одностороннем порядке Банком более, чем в 2 раза был увеличен размер ежемесячной комиссии за страхование. В отношении Банка возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.7. КоАП РФ.
В защиту прав обманутого потребителя в Благовещенский городской суд Управлением подано исковое заявление о взыскании неправомерно удержанных банком денежных средств, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа. Решение по делу ещё не вынесено.
При использовании материалов Управления Роспотребнадзора по Амурской области ссылка на управление обязательна
« Назад