1 июля 2014 года вступили в силу Федеральный закон от 21 декабря 2013 года № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» и Федеральный закон от 21 декабря 2013 года № 363-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О потребительском кредите (займе)».
Ничем не оправданный факт исключения прямого упоминания Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» из Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» не должен рассматриваться как некое свидетельство его нераспространения на законодательство Российской Федерации о потребительском кредите (займе), поскольку к отношениям, регулируемым Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)» (статья 1), в полной мере применима статья 9 Федерального закона от 26 января 1996 года № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации», согласно которой «в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами».
Принятие Федерального закона от 21 декабря 2013 года № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» не только наделяет новыми полномочиями Банк России, но и расширяет правоприменительную базу Роспотребнадзора как уполномоченного органа, осуществляющего федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей.
С учетом того, что банковский и другой надзор, осуществляемый Банком России независимо от других федеральных органов государственной власти, имеют узко-специальное назначение, в отличие от федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, осуществляемого Роспотребнадзором на всем потребительском рынке России во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти и соответствующими организациями, можно сделать вывод, что указанные органы, реализуя свои полномочия в установленной сфере компетенции будут дополнять друг друга, обеспечивать повышенный уровень эффективности правовой защиты граждан как потребителей соответствующих финансовых услуг.
В любом случае, оба принятых федеральных закона следует рассматривать как дополнительное бремя на исполнителей финансовых услуг. При этом прямой контроль за соблюдением вновь введенных законных обязательств хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на финансовом рынке как части потребительского рынка, возложен на Банк России как «мегарегулятор» на финансовом рынке, а контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, составной частью которых являются и новые нормативные правовые акты, по-прежнему возложен на Роспотребнадзор.
Указанное означает, что Роспотребнадзор при осуществлении контрольно-надзорной деятельности на рассматриваемом направлении будет обосновывать требования к участникам потребительского рынка – исполнителям финансовых услуг, связанных с предоставлением кредитов (займов) гражданам, исходя из положений Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» в их правовой корреспонденции с нормами Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».
« Назад