Роспотребнадзор защищает права потребителей. Итоги работы Управления за 12 месяцев 2022 года
Гражданское законодательство Российской Федерации закрепило основополагающий принцип - защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд. Управление Роспотребнадзора по Амурской области в полной мере использует свои полномочия на судебную защиту потребителей, поэтому судебная практика – неотъемлемая часть деятельности Роспотребнадзора.
Одним из наиболее распространённых видов участия Роспотребнадзора в судебной защите потребителей, является дача заключений по гражданским делам о защите прав потребителей.
За 12 месяцев 2022 года в целях защиты прав потребителей в судах специалистами Управления дано 158 заключений. Участвуя в деле в качестве государственного органа, дающего заключение, специалистам Управления удалось охватить практически все сегменты потребительского рынка судебной защитой: 55,6 % (74) заключений касались споров, связанных с оказанием различных видов услуг, из которых 14,7 % (11) - бытовое обслуживание, 9,5 % (7) – техническое и бытовое обслуживание транспортных средств, 14,7 % (11) - туристские и транспортные услуги, 6,8 % (5) – услуги связи, 12,2 % (9) - жилищно-коммунальные услуги, 10,8 % (8) приходится на финансовую сферу, 1,4% (1) – образовательные услуги, 8,1 % (6) - медицинские услуги, 6,7 % (5) - долевое строительство; 44,4 % (59) заключений дано по спорам, возникшим в сфере розничной торговли
С помощью специалистов Управления потребители вернули себе денежные средства за некачественный товар или услугу на общую сумму 4 млн. 957 тыс. рублей, в том числе компенсацию морального вреда в размере 1 млн. 920 тыс. рублей.
Управлением подано 14 исков в защиту законных интересов конкретных потребителей (туристические услуги – 1, медицинские услуги - 2, бытовые услуги -6, услуги связи – 2, транспортные услуги – 1, услуги в сфере банковской деятельности – 1, оказание юридических услуг -1). Рассмотрено судами 12 исков. В пользу потребителей присуждено 2 млн. 325 тыс. руб. в том числе 1 млн. 669 тыс. руб. в счет компенсации морального вреда.
В целях обеспечения гражданско-правовых механизмов и организации правозащитной деятельности в интересах потребителей, Управление продолжается активная работа по подготовке и подаче исков в защиту неопределенного круга потребителей.
Управлением продолжается проведение мероприятий, направленных на выявление сайтов и объявлений, размещенных в сети «Интернет», содержащих предложения о продаже табачной продукции, снюсов, медицинских справок и книжек на территории Амурской области. Так, за истекший период подано 14 исков суд в защиту неопределенного круга потребителей по интернет-продаже табака, снюсов, медицинских справок и книжек. Все иски судом рассмотрены, удовлетворены, информация на указанных в исках сайтах признана запрещенной к распространению на территории Российской федерации.
Управлением рассмотрено 915 обращение граждан по различным вопросам, касающихся соблюдений требований законодательства о защите прав потребителей, выдано 197 предостережений о необходимости соблюдения обязательных требований, проведено 65 профилактических визита.В консультационный центр ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии» по защите прав потребителей за консультацией обратилось 3300 гражданин, сотрудниками консультационного центра составлено 386 претензии, 23 проектов исковых заявлений.
Управление Роспотребнадзора по Амурской области напоминает о работе государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу http://zpp.rospotrebnadzor.ru.
На портале размещена нормативная база по защите прав потребителей, международные и региональные нормативные акты, информация о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей, а также информация по фальсифицированным продуктам.
Данный информационный портал был создан с целью ознакомления граждан с законодательством о защите прав потребителей, а также информирования о продукции, не отвечающей Российским стандартам качества и является отличным помощником потребителя при возникновении вопросов, касающихся действующего законодательства, а также пошаговую инструкцию о том, что делать в случае нарушения прав потребителя и возможность получить информацию о продукции, которую лучше не использовать.