Информация для потребителей туристских услуг в связи с ситуацией в Египте
Управление Роспотребнадзора по Амурской области в связи с отменой рейсов в Египет сообщает, что за разъяснениями в целях защиты своих прав потребители (туристы и пассажиры) могут обращаться на «горячую линию Управления Роспотребнадзора по Амурской области (4162) 20-20-20
Правоотношения по договору о реализации туристского продукта регулируются Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об основах туристской деятельности).
Согласно положениям статьи 14 Закона об основах туристской деятельности«в случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, турист (экскурсант) и (или) туроператор (турагент) вправе потребовать в судебном порядке изменения договора о реализации туристского продукта или его расторжения.
При этом необходимо иметь в виду, что под «судебным порядком» понимается не только подача и рассмотрение иска в суде, но и досудебная (претензионная) стадия урегулирования спорной ситуации.
Также необходимо иметь в виду базовые положения пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым в гражданских правоотношениях предполагается не только добросовестность их участников, но и разумность их действий.
Исходя из этого, всем заинтересованным гражданам рекомендуется неотказываться сразу от предложений туроператоров и турагентов об изменении заключенного договора в целях достижения разумного взаимоприемлемого решения, которое позволит избежать обращения в суд. Тем более, что попытка договориться (если в дальнейшем потребитель решит все-таки реализовать право требовать возвращения денежных средств в судебном порядке) при наличии документированной информации (например, в виде переписки с туроператором или турагентом) может быть использована в суде как дополнительный аргумент, чтобы суд вынес решение в пользу потребителя о возврате денежных средств, уплаченных по договору о реализации туристского продукта (если изменить договор не представляется возможным по объективным причинам).
В случае, если гражданин все-таки решил идти в суд в целях возвращения денежных средств, основываясь нанормах статьи 14 Закона об основах туристской деятельности, то применительно к рассматриваемым событиям, связанным с приостановлением авиасообщения с Арабской Республикой Египет, необходимо иметь в виду следующее.
Наличие «обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу» подтверждается соответствующими решениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принимаемыми в соответствии с федеральными законами».
6 ноября 2015 года на сайте Президента Российской Федерации по адресу http://www.kremlin.ru/events/president/news/50645 была размещена информация о том, что «Президент согласился приостановить авиасообщение с Египтом до установления должного уровня безопасности авиаперелётов».
В тот же день Ростуризм проинформировал через свой официальный сайт о том, что «в интересах обеспечения безопасности российских граждан Президент Российской Федерации Владимир Путин принял решение о приостановке авиасообщения с Египтом и поручил разработать механизм возвращения на родину находящихся в настоящее время в этой стране россиян» (http://www.russiatourism.ru/news/9688/).
7 ноября 2015 года Ростуризм повторно проинформировал через свой официальный сайт о том, что «в соответствии с решением Национального антитеррористического комитета, в связи с реальными угрозами совершения актов незаконного вмешательства в деятельность российских авиакомпаний для снижения рисков до особого указания: 06 ноября 2015 года с 20:00 по московскому времени все российские коммерческие авиакомпании и эксплуатанты авиации общего назначения приостанавливают выполнение всех регулярных, транзитных и чартерных рейсов с пассажирами на борту в пункты на территории Арабской Республики Египет» (http://www.russiatourism.ru/news/9690/).
8 ноября 2015 г. на официальном интернет-портале правовой информации по адресу http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201511080001 был опубликован Указ Президента Российской Федерации от 8 ноября 2015 г. № 553 «Об отдельных мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий» (далее – Указ № 553), который вступил в силу со дня его подписания (с 8 ноября 2015 г.) и распространяется на правоотношения, возникшие с 6 ноября 2015 г. (пункт 5 Указа № 553).
Указом № 553 Президент Российской Федерации постановил, что «органам государственной власти Российской Федерации, федеральным государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим лицам, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, в своей деятельности исходить из того, что со дня вступления в силу настоящего Указа российским авиакомпаниям временно запрещается осуществлять воздушные перевозки (в том числе коммерческие) граждан с территории Российской Федерации на территорию Арабской Республики Египет».
Таким образом, было обеспечено соблюдение требований статьи 14 Закона об основах туристской деятельности, дающих основание потребителям туристских услуг, а также туроператорам (турагентам) реализовать свое законное право изменить условия или расторгнуть договор о реализации туристского продукта в судебном порядке из-за ситуации, возникшей в связи с необходимостью обеспечения безопасности граждан Российской Федерации за рубежом.
В любом случае потребители туристских услуг, срок предоставления которых не наступил, принявшие в связи с наступлением вышеуказанных обстоятельств решение о расторжении договора о реализации туристского продукта до начала путешествия, имеют право требовать в судебном порядке возвращения 100% денежной суммы, уплаченной по договору, на что прямо указывается в абзаце 5 статьи 14 Закона об основах туристской деятельности.
Очевидно, что в указанную категорию попадают и те потребители туристских услуг, которые не смогли улететь в Египет с 6 ноября 2015 года после появления информации о приостановке авиасообщения, независимо от того обстоятельства, прибыли или не прибыли туристы в аэропорт для путешествия. В этой связи необходимо отметить, что правила статьи 14 Закона об основах туристской деятельности обязывают туроператора вернуть 100% стоимость договора о реализации туристского продукта вне зависимости от того, кем (туристом или туроператором) и в какой форме было инициировано расторжение договора, приоритетно принимая во внимание наличие обстоятельств, свидетельствующих об угрозе безопасности туризма в стране временного пребывания. Поэтому с учетом специфики конкретной рассматриваемой ситуации неявку туриста (туристов) в аэропорт, равно как и невылет явившихся для путешествия туристов можно рассматривать как форму заявления о расторжении договора посредством совершения конклюдентных действий со стороны туриста (туристов) и туроператора соответственно.
Согласно нормам той же статьи 14 Закона об основах туристской деятельности потребители туристских услуг, принявшие решение о расторжении договора о реализации туристского продукта после начала путешествия (после состоявшегося перелета в Египет), имеют право требовать в судебном порядке возвращения денежной суммы, уплаченной по договору, «в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг».
Вуказанную категорию также попадают случаи организованного туроператором вывоза туристов из Египта во время рассматриваемых событий без заявления туристов о принятии решения о расторжении (изменении) договора о реализации туристского продукта (о наличии таких случаев сообщили СМИ), поскольку соответствующие события могут квалифицироваться как принятие решения турператором о расторжении договора о реализации туристского продукта при наличии обстоятельств, свидетельствующих об угрозе в стране временного пребывания.
С учетом распространения Указа № 553 на правоотношения, возникшие с 6 ноября 2015 г., срок исковой давности (3 года) исчисляется с указанной даты.
Процессуальные возможности участия Роспотребнадзора (его территориальных органов) в судебной защите прав потребителей установлены взаимосвязанными положениями части 1 статьи 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) и пункта 5 статьи 40 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», в соответствии с которыми Роспотребнадзор (его территориальные органы) до принятия решения судом первой инстанции могут вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, в нем участвующих, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.
При подаче иска это достигается посредством включения территориального органа Роспотребнадзора в состав участников дела. Обычно государственный орган, дающий заключение по гражданскому делу (это самостоятельный процессуальный статус участника судебного процесса) указывается в «шапке» иска после информации об ответчике.
После возбуждения гражданского дела заинтересованная сторона вправе обратиться в суд с заявлением-ходатайством о привлечении Роспотребнадзора (его территориального органа) как уполномоченного федерального органа исполнительной власти по осуществлению федерального надзора в области защиты прав потребителей для дачи заключения по гражданскому делу в целях защиты прав потребителей (по указанным выше основаниям). На основании такого заявления-ходатайства суд выносит определение в целях наделенияРоспотребнадзора (его территориального органа)соответствующим объемом процессуальных прав и обязанностей лица,участвующего в деле (статьи 34, 35 ГПК РФ).