О новых возможностях защиты прав потребителей при возврате товара с недостатками, приобретенного на заемные средства / Информация / Защита прав потребителей / Основные направления деятельности / Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области / Версия для печати


Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека по Амурской области

http://www.28.rospotrebnadzor.ru/activity/?print=on&p=6684&show_year=2013


ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

На главную / Основные направления деятельности / 

С 1 июля 2014 года  вступил в силу Федеральный закон от 21 декабря 2013 года № 363-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О потребительском кредите (займе)". Указанным законом внесены изменения, в том числе, и в Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон «О защите прав потребителей»)

        Дополнение статьи 24 Закона «О защите прав потребителей» новым пунктом 6 направлено на устранение пробелов правового регулирования и повышение правовых гарантий потребителей как наиболее слабой стороны в потребительских правоотношениях.

         Так, пункт 5 статьи 24 Закона «О защите прав потребителей» устанавливает, что «в случае возврата товара ненадлежащего качества, проданного в кредит, потребителю возвращается уплаченная за товар денежная сумма в размере погашенного ко дню возврата указанного товара кредита, а также возмещается плата за предоставление кредита».

         Между тем данная норма не учитывает повсеместно распространившуюся практику приобретения товаров не в кредит, а на заемные средства, предоставленные гражданам кредитными организациями. Более того, недостаточная правовая грамотность потребителей, не делающих различий между товарным кредитом и банковским кредитом при оценке собственных возможностей по надлежащему исполнению возникающих у них при заключении соответствующих договоров финансовых обязательств, довольно часто приводит не просто к обману доверчивых покупателей, но иногда к откровенному мошенничеству (с учетом применения суггестивных техник и других агрессивных методик продвижения товаров, работ, услуг на современном потребительском рынке).

          В частности, в управление Роспотребнадзора по Амурской области неоднократно поступали жалобы на  продавцов дорогостоящих товаров (пылесосов, фильтров для воды, косметики), которые различными способами привлекали потенциальных покупателей, после чего уговаривали их «купить товар в кредит», не объясняя гражданину, подписавшему предложенный тут же кредитный договор, что в дальнейшем ему придется разбираться с кредитной организацией самостоятельно. Покупатели, после подписания бумаг, содержанием которых они часто даже не интересовались, через какое-то время обнаруживали, что ежемесячный платёж по кредитному договору для них непосилен и превышает пределы их финансовых возможностей.

Новый пункт 6 статьи 24 Закона «О защите прав потребителей» призван устранить недобросовестные практики такого рода.

          В соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) различаются две основные формы кредитования потребителей: продажа товара в кредит в рамках договора купли-продажи (статья 488 ГК РФ) и банковский кредит (статья 819 ГК РФ). При этом банк не является участником договора купли-продажи товара в кредит, равно как продавец не является участником кредитного договора, заключаемого между кредитной организацией и потребителем в целях приобретения последним товаров для своих личных нужд.

         Таким образом, товарный кредит и банковский кредит являются изначально самостоятельными видами гражданских сделок, имеют разное правовое регулирование, а обязательства сторон по указанным сделкам исполняются независимо друг от друга.

          Пункт 5 статьи 24 Закона «О защите прав потребителей» очевидно разрешает ситуацию, возникающую у потребителя при продаже ему товара с недостатком исключительно в кредит (то есть на основании статьи 488 ГК РФ). В случае приобретения такого товара на средства, взятые гражданином у банка по кредитному договору, интересы пострадавшего потребителя защищались опосредованно, через положения статьи 15 ГК РФ (определяющей содержание убытков с учетом таких обстоятельств) и статей 13 и 18 Закона «О защите прав потребителей», устанавливающих право потребителя на возмещение соответствующих убытков.

            Новый пункт 6 статьи 24 Закона «О защите прав потребителей» прямо предусматривает ответственность продавца за все возникшие у потребителя убытки вследствие заключения договора купли-продажи, в том числе из-за заключения взаимосвязанного кредитного договора, то есть в контексте определения, данного убыткам статьей 15 ГК РФ («под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода)»).

            Более того, действие пункта 6 статьи 24 Закона «О защите прав потребителей» распространяется не только на кредитные договоры, связанные целью предоставления кредита с соответствующим договором купли-продажи, но также на аналогичные правоотношения, вытекающие из договоров любых займов, в том числе договора микрозайма.

          Роспотребнадзор считает, что введение новой нормы отвечает общей тенденции усиления ответственности за посредничество на потребительском рынке (в частности, в этой связи см. новую статью 16.1 Закона «О защите прав потребителей», введенную Федеральным законом от 5 мая 2014 года № 112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации») и позволит повысить эффективность всей системы национальной защиты прав потребителей, которая включает не только федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, но и гражданско-правовые (претензионно-исковые) формы, судебную защиту прав потребителей и т.д., а также реализуемый с участием Роспотребнадзора национальный проект повышения потребительской и финансовой грамотности населения.

 

Покупая товары в магазине в кредит следуйте несложным правилам:

  •  Не поддавайтесь соблазну купить товар в кредит именно сейчас

Подумайте – может быть, он не настолько нужен вам, чтобы переплачивать. Может быть, на ваше решение влияют только эмоции. Сделайте паузу – подумайте. Кредит никуда не уйдет. А вы, возможно, откажетесь от идеи влезать в долги.

  • Товары, купленные в кредит, обходятся дороже

Кроме стоимости товара, вы платите проценты по кредиту. А по кредитам, оформленным в магазине, как правило, самые невыгодные финансовые условия (вы экономите время, но, скорее всего, проигрываете в деньгах). Попросите консультанта рассчитать вам полную сумму долга с учетом процентов в рублях и сопоставьте с ценой вещи и вашим месячным доходом – взвесьте все и примите ответственное решение.

Кредитный договор, кроме заявленных в рекламе минимальных процентов, может содержать все «подводные камни» потребительских кредитов, и его полная стоимость в итоге может оказаться намного выше той, которую вы могли бы получить, обратившись напрямую в банк и выше, чем указано в заманчивой рекламе или совете продавца-консультанта. В данном случае магазин – посредник. Где посредник – там дополнительные расходы и риски.

  •    Помните, что в магазине нет выбора банка

Возможно, банк, выдавший кредит в магазине, плохо представлен в вашем регионе.  В этом случае,  к процентам по кредиту добавятся сложности и комиссии, связанные с погашением через «чужие банкоматы».

  • «Товары в рассрочку» – будьте внимательны!

Рассрочка (выплата долга частями в течение определенного срока) или покупка при условии «0% за кредит», как правило, позиционируется продавцами товаров как очень выгодное предложение (например, по сравнению с простым банковским кредитом). Однако при «рассрочке» или «0% за кредит» стоит быть крайне внимательным к различным условиям и деталям, написанными в договоре, которые заключает покупатель. Помните – «бесплатный сыр только в мышеловке». Чаще всего, вместо обещанного договора с магазином, Вы получите невыгодный кредитный договор с банком.

  • Магазин – посредник, банк – кредитор. Если есть сомнения в информации - обращайтесь в банк

Постарайтесь внимательно прочитать договор и задать вопросы о реальной стоимости кредита. Возможно, специалисты  по кредиту в магазине не очень компетентны и не смогут подробно рассказать обо всех тонкостях договора. Не зная деталей – легко попасть в сложную ситуацию. Обращайтесь за разъяснениями напрямую в банк.


« Назад