О защите прав потребителей финансовых услуг / Информация / Защита прав потребителей / Основные направления деятельности / Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области / Версия для печати


Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека по Амурской области

http://www.28.rospotrebnadzor.ru/activity/?print=on&p=2488&show_year=2011


ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

На главную / Основные направления деятельности / 

Осуществление контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей  является одним из приоритетных направлений деятельности управления Роспотребнадзора по Амурской области. При этом очевидным подтверждением особой актуальности защиты прав потребителей финансовых услуг, служат как объективные результаты сформировавшейся правоприменительной практики, так и данные анализа динамики роста соответствующих обращений граждан.

      

Так за 2010 год в управление Роспотребнадзора по Амурской области поступило  в 2 раза  больше обращений граждан с жалобами на кредитные организации по сравнению с 2009 годом с 30 до 65 , так же в два раза  возросло число письменных обращений с 12 до 35 . Однако в поступивших обращениях, в основном содержатся сведения, касающиеся нарушений кредитными организациями прав заёмщиков при заключении договоров в 2007-2008гг, что не позволяет возбуждать в отношении банков-нарушителей административное производство в связи с истечением сроков привлечения к административной ответственности (1 год с даты заключения договора).

        

За 2010 год управлением проведено 18 проверок кредитных организаций, что в 5 раз больше чем за весь 2009год .

 

Основные нарушения, выявленные в ходе проверок кредитных организаций.

 

  • Получение кредита физическими лицами только при обязательном открытии банковского счета;
  • Расширение Банком перечисленных в законе случаев досрочного погашения кредита;
  • Возможность одностороннего изменения Банком размера процентной ставки за пользование кредитом по договору; одностороннего изменения очерёдности погашения заёмщиком требований банка;
  • Взимание комиссий за услуги по выдаче кредита, за рассмотрение заявления на получение кредита;
  • Включение в договор с потребителем условий, ограничивающих законное право потребителя на самостоятельный выбор места для предъявления иска (условия кредитных договоров предусматривают разрешение возникших споров только в суде общей юрисдикции по месту нахождения Банка или по месту нахождения филиала Банка).

 

При этом если за весь 2009год было составлено 5 протоколов об административных правонарушениях за нарушения прав потребителей финансовых услуг, то  за 2010 год – 16.

 

В 2010 году Управлением вынесено 11 постановлений о привлечении банков к административной ответственности по ч.2 ст.14.8 КоАП РФ. 6 постановлений были обжалованы. Арбитражный суд Амурской области, шестой арбитражный апелляционный суд и кассационная инстанция отказали банкам  в удовлетворении требований о признании незаконным постановлений о привлечении к административной ответственности.

 

Три банка были привлечены к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, один по статье 19.7.

       

Среди нарушителей ОАО «Восточный экспресс банк», ОАО «Азиатско-тихоокеанский банк», ОАО Россельхозбанк, ОАО Банк Москвы, ОАО Совкомбанк, ОАО ТЭМБ банк, ЗАО Райффайзенбанк.

        

В 2010 году в защиту неопределенного круга потребителей финансовых услуг предъявлено 1 исковое заявление, которое удовлетворено судом первой инстанции частично. Действия ОАО «Восточный экспресс-банк» по взиманию платы за внесение денежных средств в счет гашения кредита, по включению в договор условий о возможности банка потребовать досрочного гашения кредита в случаях, не предусмотренных законом признаны противоправными. Судебное решение обжалуется как банком, так и Управлением Роспотребнадзора.


« Назад