О защите прав потребителей в сфере оказания финансовых услуг / Информация / Защита прав потребителей / Основные направления деятельности / Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области / Версия для печати


Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека по Амурской области

http://www.28.rospotrebnadzor.ru/activity/?print=on&p=1609&show_year=2010


ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

На главную / Основные направления деятельности / 

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, реализуя свои полномочия во всех сферах потребительских правоотношений, продолжает отстаивать интересы граждан, прежде всего, на приоритетных направлениях, одним из которых является обеспечение защиты прав потребителей в сфере оказания финансовых услуг.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ВАС) 2 марта 2010 года подтвердил правомерность последовательно проводимой Роспотребнадзором работы по недопущению системных нарушений прав потребителей в области потребительского кредитования.

Президиум ВАС  рассмотрел в порядке надзора дело о требованиях по соблюдению законодательства о защите прав потребителей, предъявленных Управлением Роспотребнадзора по городу Москве  к ЗАО КБ «Русский Банк Развития». Роспотребнадзор считает ущемляющими права потребителя условия кредитного договора банка с заемщиком-физическим лицом - о возможности одностороннего повышения банком ставок по кредитам, об уплате пени (неустойки) за просрочку оплаты основного долга и процентов по нему и о рассмотрении споров с заемщиками в суде по месту нахождения банка.

Президиум ВАС отказал в удовлетворении всех требований ЗАО КБ «Русский Банк Развития», признав позицию Роспотребнадзора правомерной, указал банковскому сообществу на незаконность судебной практики сразу по нескольким принципиальным вопросам:

- относительно практики одностороннего изменения банками условий договора, если это прямо не предусмотрено законом (в том числе указанное касается  одностороннего изменения процентной ставки в сторону ее увеличения);

- о  недопустимости  применения договорной неустойки в качестве меры ответственности за нарушение заемщиком сроков, установленных для возврата очередной части кредита (имея в виду, что за подобное неисполнение обязательства у банка и без того есть право требовать досрочного возврата всей оставшейся суммы с причитающимися процентами);

- о недопустимости нарушения права потребителя на альтернативную подсудность посредством включения в кредитный договор условия о якобы «договорной подсудности», на деле означающей рассмотрение, по сути,  всех споров (в том числе тогда, когда истцом является потребитель) исключительно по месту нахождения банка.

Кроме того, Президиум ВАС вновь подтвердил свой ранее вынесенный вердикт относительно практики взимания с граждан платы за открытие и ведение ссудного счета.

Постановление Президиума ВАС обжалованию не подлежит.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека  отмечает, что решение Президиума ВАС, принятое накануне Всемирного дня защиты прав потребителей, послужит установлению действительно равноправных отношений между кредитными организациями и гражданами-потребителями финансовых услуг, укреплению степени доверия между ними и как результат - более цивилизованному и гармоничному развитию всего финансового рынка.  

Документы:

 

  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС РФ от 21.12.2009 N 7171/09
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МО от 12.03.2009 N КА-А40/1243-09-П-1,2
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ 9 ААС от 10.12.2008 N 09АП-13661/2008-АК
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ 9 ААС от 11.11.2008 N 09АП-13661/2008-АК
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МО от 02.10.2008 N КА-А40/7812-08-1,2
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ 9 ААС от 20.06.2008 N 09АП-5540/2008-АК
  • РЕШЕНИЕ АС города Москвы от 10.04.2008 N А40-10023/08-146-139

  • « Назад