/ Основные направления деятельности / Памятка для потребителя при оказании бытовых услугПредоставление услуг в сфере бытового обслуживания населения вбирает в себя весьма широкий круг деятельности самых различных субъектов предпринимательства. Исполнение требований законодательства, регламентирующего порядок предоставления услуг в этой области, является залогом получения желаемой услуги, качественного и в согласованные сроки выполнения заказанной работы. Под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать, либо заказывающий или использующий работы (услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Под исполнителем понимается организация, независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору. 1. Исполнение требований статей 9, 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», пунктов 2, 3, 4 Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации в части предоставления потребителю информации о предоставляемых услугах а) исполнитель – юридическое лицо обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы. Указанная информация размещается на вывеске. В случае временного приостановления по каким-либо причинам исполнитель обязан информировать потребителей о дате приостановления и времени, в течение которого его деятельность не будет осуществляться. б) исполнитель – индивидуальный предприниматель обязан предоставить потребителю информацию о своей государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа. Если вид деятельности, осуществляемой исполнителем, подлежит лицензированию, потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия, а также об органе, выдавшем лицензию в) исполнитель обязан до заключения договора предоставить потребителю необходимую достоверную информацию об оказываемых услугах (выполняемых работах), обеспечивающих возможность их правильного выбора. Эта информация размещается в доступном, удобном месте и должна содержать: -перечень оказываемых услуг (выполняемых работ), форм их оказания; -наименования стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать оказываемые услуги (выполняемые работы); -сведения об обязательном подтверждении соответствия оказываемых услуг (выполняемых работ) установленным требованиям, в случае, если такие услуги (работы) подлежат обязательному подтверждению соответствия (номер и срок действия документа, подтверждающего соответствие, орган, его выдавший); -цены на оказываемые услуги (выполняемые работы, а также цены на используемые при этом запасные части и материалы, фурнитуру исполнителя и сведения о порядке и форме оплаты; -гарантийные сроки, если они установлены; -сведения о сроках оказания услуг (работ); -указание на конкретное лицо, которое будет оказывать услугу (выполнять работу) и информацию о нем, если это имеет значение исходя из характера услуги (работы); -образцы договоров, квитанций, заказов-нарядов, приемосдаточных актов, квитанций, талонов и других документов, удостоверяющих прием заказа исполнителем, оформление договора и оплату услуг потребителем; -образцы (модели) изготавливаемых изделий, альбомы, журналы с моделями изделий и т.п. Исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю информацию о своей организации и об оказываемых услугах (выполняемых работах) в наглядной и доступной форме также в случаях, когда обслуживание осуществляется вне постоянного места нахождения организации (во временных помещениях, выездными бригадами и т.п.). г) исполнитель обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю по требованию 2. Требования законодательства к договорам об оказании бытовых услуг (выполнении работ). Содержание, форма договоров. Договор об оказании услуги (выполнения работы) оформляется в письменной форме (квитанция, иной документ) и должен содержать следующие сведения: -вид услуги (работы); -цена услуги (работы); -точное наименование, описание и цена материалов (вещи), если услуга (работа) выполняется из материалов исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя; -отметка об оплате потребителем полной цены услуги (работы) либо о внесенном авансе при оформлении договора, если такая оплата была произведена; -даты приема и исполнения заказа; -гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации или договором либо предусмотрены обычаем делового оборота; -другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг (выполняемых работ). Так, при приеме изделия в химическую чистку в договоре (квитанции, ином документе) указывается наименование изделия, его цвет, волокнистый состав, комплектность, фурнитура, имеющиеся дефекты, не удаляемые при химической чистке, дополнительные платные услуги, оказываемые с согласия потребителя (аппретирование, дезодорация, антистатическая обработка и другие). В договоре (квитанции, ином документе) о выполнении работ по ремонту и изготовлению ювелирных изделий из драгоценных металлов производится описание работ (с приложением эскиза за подписью потребителя), а также драгоценных камней с указанием формы, размера, массы, массы, цвета, дефектов. -должность лица, принявшего заказ, и его подпись, а также подпись потребителя, сдавшего заказ. Следует иметь в виду, что договор об оказании услуги (выполнении работы), исполняемой в присутствии потребителя, может оформляться также путем выдачи кассового чека, билета и т.п. Наиболее распространенными нарушениями требований законодательства о защите прав потребителей при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере предоставления бытовых услуг являются бездействия исполнителей по обеспечению потребителей полной и достоверной информацией об исполнителе и оказываемых услугах. Указанные нарушения могут быть основанием для привлечения виновных к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8, ст. 14.15 КоАП РФ. В договоре могут быть включены условия, ущемляющие права потребителя, которые при определенных обстоятельства квалифицируются как административное правонарушение, влекущее ответственность, предусмотренную ст. 14.8 ч. 2 КоАП РФ. 3. Особенности бытовых услуг, связанных с изготовлением мебели и окон При оказании услуг по изготовлению мебели и окон для населения, следует предварительно ознакомиться и учитывать требования ГОСТ 16371-2014 «Мебель. Общие технические условия» и ГОСТ 19917-2014 «Мебель для сидения и лежания. Общие технические условия», введенные в действие с 01.01.2016 приказами Росстандарта от 15.06.2015 № 683-ст и № 680-ст, межгосударственные стандарты на оконные блоки – ГОСТ 23166-99, ГОСТ 24700-99, ГОСТ 30674-99, введенные в действие с 01.01.2001 постановлениями Госстроя России от 06.05.2000, а также ГОСТ 24866-2014 «Стеклопакеты клееные. Технические условия», введенный в действие с 01.04.2016 приказом Росстандарта от 15.05.2015 № 362-ст. В связи с тем, что исполнители, как правило, состоят, в свою очередь, в договорных отношениях с иными организациями, непосредственно занимающимися изготовлением предмета заказа, с целью минимизировать убытки от требований потребителей, сознательно идут на включение в договоры с потребителями условий, ущемляющих их права. Следует тщательно изучить пункты договоров, которыми предусмотрена ответственность за нарушение сроков исполнения заказа, например, не предусмотрена ли заниженная неустойка. Не введены ли какие-либо удержания с заказчика, в случае его отказа от исполнения договора, сверх размера фактически понесенных исполнителем расходов. 4. Особенности услуг, связанных с сервисным обслуживанием сложной бытовой техники В связи с тем, что услуги сервисного обслуживания сложной бытовой техники получают все большее распространение и являются востребованными потребителями, соблюдение законодательства, регулирующего правоотношения в этой сфере, становится весьма актуальным. Помимо выяснения вопросов, связанных с соблюдением исполнителями указанных выше общих требований к организациям, индивидуальным предпринимателям, предоставляющим такие услуги, следует обратить внимание на следующее: Является ли исполнитель лицом, уполномоченным изготовителем, т. е., имеющим право на проведение работ по сервисному обслуживанию данной бытовой техники. Выполняются ли исполнителем требования об осмотре отремонтированного товара и демонстрации потребителю работы изделия. 5. Ответственность исполнителя за качество бытовых услуг (выполненных работ), сроки исполнения услуг (выполнения работ) В соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» исполнитель несет ответственность: 1) за надлежащую информацию об оказываемой бытовой услуге, в том числе за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие не предоставления ему полной и достоверной информации; 2) за оказание услуги с недостатками, в том числе за нарушение требований к качеству услуги и ее безопасности. В случае обнаружения недостатков оказанной услуги (выполненной работы) потребитель вправе по своему выбору потребовать: - безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги (выполненной работы); - соответствующего уменьшения цены оказанной услуги (выполненной работы); - безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы; - возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги (выполненной работы) своими силами или третьим лицом; - расторжения договора об оказании услуги (выполнения работы) и полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги (выполненной работы) исполнителем не устранены; - расторжения договора об оказании услуги (выполнении работы), если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги (выполненной работы) или иные существенные отступления от условий договора; - полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги (выполненной работы). В случае нарушения установленных сроков оказания услуги (выполнения работы) или назначенных потребителем новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пени) в размере трех процентов цены оказания услуги (выполнения работы), а если цена оказания услуги (выполнения работы) договором об оказании услуг (выполнении работ) не определена – общей цены заказа. Исполнитель, предоставивший материал для оказания услуги (выполнения работы), отвечает за его качество по правилам об ответственности продавца за товары ненадлежащего качества в соответствии с гражданским законодательством. 6. Порядок урегулирования споров в сфере оказания бытовых услуг Урегулирование споров, возникающих между потребителями и исполнителями в сфере оказания бытовых услуг, осуществляется в порядке, предусмотренном Законом «О защите прав потребителей», Правилами бытового обслуживания населения. Основной формой выражения несогласия с деятельностью исполнителя по поводу выполнения условий заказа, качеством услуги является направление претензии в адрес исполнителя. Потребитель обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором, с участием исполнителя осмотреть и принять выполненную работу (ее результат). При обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе потребитель должен немедленно заявить об этом исполнителю. Недостатки должны быть описаны в акте, либо ином документе, удостоверяющем приемку. При обнаружении скрытых недостатков, которые не могли быть обнаружены при приемке (при обычном способе), в том числе и умышленно скрытые исполнителем, потребитель обязан известить об этом исполнителя в разумный срок по их обнаружению. Законом «О защите прав потребителей» установлены сроки выполнения требований потребителя относительно выполняемых работ. Они приводятся в следующей таблице:
В случае отклонения требований потребителя, изложенных им в претензии, дальнейшее разрешение спора происходит в судебном порядке путем обращения потребителя с соответствующим заявлением в судебные органы. 7. Защита прав потребителей в судебном порядке Истец по своему выбору вправе предъявить иск: 1) по месту нахождения ответчика (если ответчиком является индивидуальный предприниматель, то по месту его жительства); 2) по месту жительства или пребывания истца; 3) по месту заключения или исполнения договора. Иски о защите прав потребителей не облагаются государственной пошлиной. Действующее законодательство требует обязательного соблюдения досудебного претензионного порядка разрешения спора. Наряду с предъявлением в суд требования о возмещении причиненного нарушением исполнителем имущественного вреда и понесенных убытков потребитель вправе потребовать компенсации морального вреда, если действиями нарушителя ему были причинены физические или нравственные страдания. Моральный вред компенсируется в денежной форме. Размер компенсации определяется соглашением сторон, в случае спора –судом. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции контроля и надзора в области защиты прав потребителей и безопасности товаров, работ, услуг вправе вступить в гражданское дело по иску потребителя по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле либо могут быть привлечены судом к участию в деле для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.
« Назад |