ВНИМАНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЯ: ДТП за границей. Что нужно знать туристу и как защитить свои права
В связи с появлением в СМИ информации о туристах, пострадавших в ДТП в Доминиканской Республике, Роспотребнадзор напоминает о том, что по всем вопросам, возникающим у потребителей туристских услуг они могут обращаться на «горячую линию»Единого консультационного центра Роспотребнадзора по телефону 8-800-555-49-43(звонок бесплатный).
Особо отмечаем, чтовсе реальные и обоснованные расходы потребителей(на лечение, перевозку любым видом транспорта, оказание юридических услуг, услуг переводчиков, услуг связи и т.п.)должны быть компенсированы туроператором(или страховой компанией) если чрезвычайное происшествие произошлов рамках услуг, включенных в турпродукт(это как правило, перелет, размещение, трансфер, поездки с гидом-переводчиком и т.п.). Возмещаются также убытки потребителей, связанные сутратой имущества. Кроме того, потребитель вправе требоватькомпенсации морального вредаиснижения стоимости оплаченных услуг(туристского продукта).
При заявлении указанных требований предлагаем воспользоваться следующими рекомендациями.
В соответствии со статьей 6 Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» турист имеетправо на обеспечение как личной безопасноститак исохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи. Статья 7 Закона «О защите прав потребителей» также предусматривает, что потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее оказания была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя.
Статья 9 Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» предусматривает, чтотуроператор отвечает перед туристом или иным заказчиком за действия (бездействие) третьих лиц, оказывающих услуги, входящие в туристский продукт, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристом или иным заказчиком несет третье лицо.
Указанное означает, что если ДТП произошлос участием иностранного перевозчика, услуги которого включены в туристский продукт(в договоре указаны обязательства туроператора по организации трансфера, автобусных туров, автомобильных перевозок, иных поездок), ток туроператору могут быть заявлены требования, предусмотренные Законом «О защите прав потребителей».
Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие не обеспечения безопасности услуг,подлежит возмещению исполнителем соответствующих услуг в полном объемев соответствии со статьей 14 Закона «О защите прав потребителей». Право требовать возмещения такого вреда признается залюбым потерпевшимнезависимо от того, состоял он в договорных отношениях с исполнителем услуги или нет.
В связи с тем, что каждый турист, как правило, обладаетстраховкойот рисков, связанных с совершением путешествия, он имеет право обратиться в страховую компанию за соответствующими выплатами, которые могут касатьсякомпенсации следующих затрат:
- на оплату медицинской помощи в экстренной и неотложной формах, оказанной туристу на территории страны временного пребывания;
- на оплату медицинской эвакуации.
Договор страхования может также предусматриватьвыплаты в связи с утратой личного имуществаили возмещений, покрывающих иные убытки туриста.
Если убытки потребителя не покрыты страховыми выплатами, то соответствующие требования (например, компенсация за утраченные личные вещи, одежду, компьютерную технику, фотоаппаратуру и пр.)могут быть адресованы непосредственно туроператору.
Кроме того, на основании статьи 29 Закона «О защите прав потребителей» пострадавший вправе предъявить исполнителю требования о соответствующемуменьшении цены оказанной услуги.
Роспотребнадзор обращает внимание потребителей, что выплаты, связанные с возмещением вреда и перерасчетом стоимости турпродукта, не лишают туриста права требовать от туроператора возмещенияупущенной выгоды и (или) морального вреда. Размер компенсации морального вреда определяется судом, исходя из характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда.
Иск о защите прав потребителейможно подать в суд по своему месту жительстваили по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика либо по месту заключения договора. При обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав (при цене иска менее 1 миллиона рублей).
Что касается фактического восстановления нарушенных прав российских туристов, то следует отметить, что по данным Верховного Суда Российской Федерации в целом потребителям туристских услуг в год присуждается порядка полумиллиарда рублей.
Справочно: Роспотребнадзор активно поддерживает российских граждан в судах. Каждое десятое дело в указанной сфере рассматривается при непосредственном участии должных лиц Федеральной службы. Так, в 2019 года при содействии территориальных органов Роспотребнадзора в пользу туристов было подано более 300 исков, а также дано около 400 заключений в судах. При этом в пользу потребителей было взыскано на 15 % больше денежных средств, чем в 2018 году.
Если потребителям будет отказано в удовлетворении законных требованиях со стороны туроператора, то Роспотребнадзор рассмотрит возможность подачи группового иска в защиту потребителей туристских услуг в рамках нового полномочия, которым Служба была наделена с 1 октября 2019 года (в связи с внесением изменений в подпункт 7 пункта 4 статьи 40 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»).
Роспотребнадзор информирует, что ситуация с защитой потребительских прав российских туристов остается на постоянном контроле.