Управление Роспотребнадзора по Амурской области
ГЛАВНАЯ
НОВОСТИ
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО
ОБ УПРАВЛЕНИИ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  Эпидемиологический надзор
  Санитарный надзор
  Защита прав потребителей
  Инфотека
  Государственная Регистрация и Лицензирование
  Регистрация уведомлений
  Административная практика
  Судебная практика
  Организация деятельности
  Планы контрольно-надзорных мероприятий
  Информация о проведенных проверках
  Социально-гигиенический мониторинг и научно-практическая деятельность
  Ведомственные целевые программы
  Информационные системы, реестры
  Для предпринимателей
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА
ДОКУМЕНТЫ
ПРЕСС-ЦЕНТР
ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
ЦЕНТР ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ
 
 
 
Форма обращения граждан

На главную / Основные направления деятельности / 

Ежегодно 15 марта международная общественность отмечает Всемирный день прав потребителей.

Международной Федерацией потребительских организаций Consumers International (CI) объявлен девиз очередного Всемирного дня защиты прав потребителей в 2018 году: «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными» («Making digital marketplaces fairer»).

Также, как и в 2017 году CI призвал сосредоточиться на правах потребителей в сегменте электронной коммерции, когда в качестве девиза был предложен слоган «Consumer Rights in the Digital Age» - «Потребительские права в цифровую эпоху».

Главным трендом роста потребительского рынка становится цифровизация общества, появление культуры не только оплаты услуг и товаров онлайн, но и настройки автоплатежей на оплату услуг ЖКХ, мобильной связи и Интернета. За первое полугодие 2017 года объем онлайн-трансакций физлиц вырос на 8% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года и составил 1 трлн. рублей. По итогам 2017 года он по прогнозам мог дойти до 2,2 трлн. рублей — что будет абсолютным рекордом (данные рейтингового агентства «Эксперт РА»- RAEX).

Сегодня цифровые технологии изменили характер многих услуг и продуктов, так как встроенное программное обеспечение содержится во всё возрастающем количестве потребительских товаров. По экспертным оценкам Ассоциации компаний Интернет - торговли (АКИТ) в 2016 году в России 56 млн. человек (46,6%) пользовались Интернетом с мобильных устройств, объем рынка Интернет – торговли в первом полугодии 2017 года составил 498 млрд. рублей, а всего за весь год прогнозируемо должен был составить 1150 млрд. рублей, что в два раза превышает объем Интернет – продаж 2013 года (544 млрд. рублей).

Продажа товаров дистанционным способом, в том числе посредством сети Интернет применительно к продаже товаров гражданам для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности регламентируется статьей 26.1 «Дистанционный способ продажи товаров» Закона РФ от 09.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» и Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 года № 612.

Указанное означает, что Правила продажи отдельных видов товаров, а также Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года № 55, к дистанционному способу продажи товаров применению не подлежат.

От товара, купленного в Интернет-магазине потребитель вправе отказаться в любое время до его передачи потребителю продавцом либо уполномоченным им лицом, а после передачи товара - в течение семи дней.

В случае же, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества, т.е. о вышеназванном 7-дневном сроке, не была предоставлена потребителю в письменной форме в момент доставки товара, то потребитель будет вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента его передачи (получения).

Однако при этом следует иметь в виду, что такой возврат будет возможен только если в отношении приобретенного товара сохранен его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки (отсутствие последнего, тем не менее, не лишает потребителя возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у соответствующего продавца).

При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору (за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара), не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.

Если товар, приобретенный потребителем в Интернет-магазине, оказался ненадлежащего качества, в этом случае потребитель в целях защиты своих прав должен будет руководствоваться соответствующими положениями статей 18-24 Закона «О защите прав потребителей».

В 2017году в управление Роспотребнадзора по Амурской области поступило 29 письменных обращений о нарушениях прав потребителей при покупках товаров  дистанционным способом. Всем обратившимся были даны разъяснения о порядке их действий в сложившихся ситуациях,  часть обращений были перенаправлены в правоохранительные органы для рассмотрения вопроса о мошенничестве лиц, осуществляющих реализацию товаров посредством сети Интернет.

Для того, чтобы в полной мере реализовать право потребителей на получение консультационной помощи функционирует государственный информационный ресурс. Каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений. Также размещена вся информация о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.

 

 

Внимание! Советы покупателям, собирающимся воспользоваться услугами интернет-магазинов

 

1.     Ознакомьтесь с информацией на сайте продавца

 

Внимательно просмотрите сайт. Визуальный контроль на наличие ошибок может дать первичную информацию о продавце. Большое количество грамматических ошибок, нерабочих ссылок, разделов со статусом "на реконструкции", неработоспособность поиска, внутренних ссылок сайта должно заставить серьезно задуматься.

Найдите на сайте, чаще всего в разделе «Контакты», данные продавца. Если продавец указал минимум информации о себе и оставил только адрес своего электронного ящика и (или) номер мобильного телефона, скайпа и т.д., это тревожный сигнал.

Зайдите в разделы сайта, где можно узнать максимум информации о продавце («О нас», «Наши контакты», «Обслуживание клиентов»). Они должны содержать информацию о местонахождении магазина, контактные данные, юридический адрес, гарантии клиентам, наличие юридического лица (или данные об индивидуальном предпринимателе) у интернет-магазина. Если таковые разделы или информация в них отсутствует – это должно Вас насторожить.

Проверьте, когда был зарегистрирован домен магазина. Если Вы видите, что домен зарегистрирован недавно, возможно, на территории другого государства – это повод беспокоиться (особенно, если магазин позиционируется как российский). Произвести такую проверку несложно – нужно набрать в командной строке любой поисковой системы «Проверить домен» и зайти на страницу соответствующего сайта.

 

2.     Проверьте репутацию интернет-магазина

 

Прочитайте отзывы о магазине и приобретённых в нем товарах. Не стоит ограничиваться комментариями, размещёнными непосредственно на сайте продавца. Изучите информацию из других источников. Наберите в командной строке адрес сайта и слово «отзывы». Вам будет открыт доступ к информации и отзывам об интернет-магазине в других источниках. Кроме того, многие поисковики ведут свои рейтинги магазинов, аккумулируя положительные и отрицательные отзывы о них. Не следует делать покупку, если отзывы о магазине отсутствуют в глобальной сети или имеется значительное количество недовольных клиентов.

 

3.     Изучите способы оплаты и доставки, предлагаемые сайтом

 

Большинство интернет-магазинов не требуют от клиентов 100% пред-оплаты за товар. Расчет осуществляется с курьером, доставившим покупку на дом, или в офисе интернет-магазина. Требование оплатить покупку в полном объеме до того, как Вы увидите товар, должно быть для Вас сигналом к более пристальному изучению информации о продавце, либо отказу от сделки купли-продажи.

Узнайте, может ли интернет-магазин работать с юридическими лицами (т.е. выставить счет, принять деньги безналичным расчётом, выдать комплект документов с подписями и печатями). Если да – это положительная информация. Дело в том, что для выдачи необходимого комплекта бумаг и получения безналичных платежей необходимо зарегистрировать фирму, иметь счет в банке, печать, это слишком сложно для мошенников.

Если магазин предлагает несколько видов (оплата и получение товара в офисе, оплата курьеру, оплата при получении наложенным платежом, полная предоплата перед отправкой курьерской компанией и т.п.) - то это нормальная практика. Если предлагается только один метод, в особенности с полной предоплатой - то это очень подозрительно.

Никогда не вводите на сайте магазина параметры своей кредитной карточки. Надёжный продавец должен иметь возможность выслать Вам счёт на оплату с банковскими реквизитами. Исключением могут быть только известные и давно существующие интернет-магазины.

Если расчет кредитной картой является для Вас наиболее удобным, стоит завести отдельную кредитку специально для покупок через интернет, и не держать на ней значительных сумм денег.

  

4.     Не верьте слишком низким ценам

 

Слишком заниженная цена товара должна Вас насторожить. Если Вы не являетесь оптовым покупателем, то продавцу невыгодно реализовывать его по стоимости, которая в разы меньше среднерыночной. Это может свидетельствовать, как о неблагонадёжности интернет-магазина, так и о том, что товар получен незаконным путем, что не может гарантировать его качество.

  

  

При использовании материалов Управления Роспотребнадзора по Амурской области ссылка на Управление обязательна

  


« Назад
Версия для печати