Управление Роспотребнадзора по Амурской области
ГЛАВНАЯ
НОВОСТИ
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО
ОБ УПРАВЛЕНИИ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  Эпидемиологический надзор
  Осторожно ! Клещи.
  Оказание услуг и правовой помощи инвалидам и маломобильным гражданам
  Защита прав потребителей
  Инфотека
  Защита прав потребителей
  Государственная Регистрация и Лицензирование
  Регистрация уведомлений
  Административная практика
  Судебная практика
  Организация деятельности
  Планы контрольно-надзорных мероприятий
  Информация о проведенных проверках
  Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
  Социально-гигиенический мониторинг и научно-практическая деятельность
  Ведомственные целевые программы
  Информационные системы, реестры
  Санитарный надзор
  Для предпринимателей
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА
ДОКУМЕНТЫ
ПРЕСС-ЦЕНТР
ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
ЦЕНТР ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ
 
 
 
телега
ФБУЗ Центр гигиенического образования населения Роспотребнадзора
Форма обращения граждан
ФБУЗ Центр гигиенического образования населения Роспотребнадзора

На главную / Основные направления деятельности / 

 Организация питания детей в образовательных учреждениях Международная общественность 15.03.2008г. отмечает Всемирный день защиты прав потребителей, посвященный в этом году проблеме борьбы с распространением нездорового питания детей. Увеличение потребления пищи, содержащей большое количество жира, сахара и соли в сочетании с сокращением физической активности, приводит к росту таких заболеваний, как диабет, рак, сердечно-сосудистые заболевания. Дети, страдающие ожирением, с большой долей вероятности будут страдать ожирением и хроническими заболеваниями в зрелом возрасте. По меньшей мере, 22млн. детей в мире в возрасте до пяти лет, уже имеют избыточный вес или ожирение. Одним из приоритетных направлений в деятельности службы Роспотребнадзора по Амурской области является организация питания в образовательных учреждениях. Вопросы организация рационального питания учащихся при условии модернизации учебного процесса и широкой компьютеризации обучения, при снижении физической активности школьников, остаются актуальной проблемой. Рациональное, полноценное, сбалансированное питание необходимо для обеспечения роста и развития детей, профилактики заболеваний и функциональных отклонений, повышения работоспособности и успеваемости. С целью улучшения организации питания учащихся Федеральной службой Роспотребнадзора РФ принят ряд методических рекомендаций: - «Примерное меню горячих завтраков и обедов для организации питания детей от 7 до 18 лет»; - «Рекомендуемый среднесуточный набор продуктов для питания детей от 7 до 18 лет»; - «Рекомендуемый ассортимент пищевых продуктов для реализации в школьных буфетах»; - «Ассортимент и условия реализации пищевых продуктов, предназначенных для дополнительного питания учащихся образовательных учреждений». По предписаниям службы в течение 5 лет в школьных буфетах исключены в питании детей чипсы, сладости, газированная вода с применением пищевых красителей. В буфетах городских школ в 2007 году был расширен ассортимент предлагаемых к реализации продуктов для саморасчета: соки, минеральная вода, фрукты, овощные салаты, кисломолочные продукты. В Министерство образования и науки Амурской области службой были направлены предложения в региональную программу «Совершенствование организации питания в общеобразовательных учреждениях на 2008-2010 годы», включая внедрение программы «Школьное молоко», оснащение школьных столовых современным оборудованием, улучшение материально-технической базы. Анализ организации питания детей в образовательных учреждениях по результатам мероприятий по контролю указывает на имеющиеся существенные нарушения. К числу наиболее распространенных нарушений организации питания в школах относятся: 1. Недостаточный охват горячим питанием: не организовано питание детей в малокомплектных школах по причине отсутствия пищеблоков, при этом отсутствует возможность питание учащихся на договорной основе в близь лежащих столовых также по причине их отсутствия. 2. Нарушение принципов составления меню: многие руководители школ питание в буфетах (выпечка, третьи блюда, сок) расценивают как организацию горячего питания. Хотя горячим питанием считается организация полноценного питания, состоящего из трех блюд (первое, второе третье). Поэтому в ходе надзорных мероприятий в 2007 году были установлены факты, когда в школе учащимся начальных классов вместо горячего блюда в меню были включены только бутерброды с колбасой, сыром, котлетой и выпечка в ассортименте, не предусмотрены закуски. Меню в школах составляются с учетом стоимости продуктов питания, а не физиологической потребности детей в биологически ценных веществах, отсюда и объем порций не соответствует возрасту детей. В связи с повышением цен на основные продукты (молоко, творог, масло сливочное мясо) при приготовлении блюд также снижаются нормы продуктов. Для саморасчета детям в школьных буфетах не предлагаются к реализации овощные салаты, дополнительные витаминизированные напитки, кисломолочные напитки, орехи. 3. Для профилактики микронутриентной недостаточности не внедряется использование наряду с традиционными натуральными пищевыми продуктами, продуктов с улучшенными потребительскими свойствами и повышенной пищевой ценностью, продуктов, обогащенных микронутриентами и биологически активными добавками. При приготовлении блюд используется только йодированная соль, морепродукты, хлеб, выпекаемый с йодированной солью. Профилактика гиповитаминоза в организованных учреждениях обеспечивается в основном за счет С-витаминизации третьих блюд, и то только в 60 % школ, притом, что в рационе недостаточно свежих овощей и фруктов, натуральных соков. Особенно парадоксально, что в большей степени в учреждениях, расположенных в селе, установлены случаи замены натуральных продуктов: овощей и фруктов консервированными, а для приготовления блюд используется сухое молоко, тушеная говядина. При этом 50% школ имеют учебно-опытные пришкольные и садовые участки, где возможно выращивать продукцию для последующего использования ее в школьных столовых с целью удешевления блюд. Качество продуктов питания реализуемых на пищеблоках школ не всегда соответствует нормативным требованиям. Удельный вес готовых блюд в школьных столовых, не соответствующих по микробиологическим показателям в течение 2-х лет составляет 3,0%. Практически не проводится работа по формированию правильных навыков здорового питания, особенно среди старшеклассников, которые получают горячее питание не более 30%. Отсутствие элементарных знаний о принципах рационального питания, формировании здорового образа жизни у школьников в процессе их обучения приводит к тому, что у наших школьников отсутствует хорошая привычка обязательного горячего питания в школе. Если бы, начиная с первого и по 11 классы, горячее питание было обязательным элементом школьной жизни, многие проблемы профилактики и возникновения гастритов, язвенной болезни, анемий, ожирения (т.е. алиментарно-зависимых заболеваний) были бы решены. Следствием серьезных нарушений в организации питания школьников являются высокие темпы роста алиментарно-зависимых заболеваний (гастритов и дуоденитов, язвенной болезни желудка, болезни желчного пузыря). В структуре распространенности и заболеваемости у детей болезни органов пищеварения и обмена веществ занимают второе место. Превышают уровень прошлого года показатели по следующим нозологическим формам: болезни крови и кроветворных органов среди детей на 37,6% (анемии – на 37,6%), на 5,9% показатель заболеваемости эндокринной системы. На 20,5% возрос показатель детей с ожирением. 4. Одним из главных негативных моментов в организации питания детей в организованных коллективах является недостаточное финансирование из бюджетов различного уровня. Во всех территориях области для оплаты питания используются средства родителей. Бесплатное питание организовано только для учащихся начальных классов и детей из многодетных, малообеспеченных семей. При организации питания школьников по этой причине невозможно использовать имеющиеся методические рекомендации, которые регламентируют нормы продуктов, ассортиментный перечень продуктов.

14 февраля 2008 года по телефону «горячей линии» 596888 Вы можете получить консультацию по проблемам детского питания                 


« Назад
Версия для печати