Управление Роспотребнадзора по Амурской области
ГЛАВНАЯ
НОВОСТИ
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО
ОБ УПРАВЛЕНИИ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  Эпидемиологический надзор
  Осторожно ! Клещи.
  Оказание услуг и правовой помощи инвалидам и маломобильным гражданам
  Защита прав потребителей
  Инфотека
  Защита прав потребителей
  Государственная Регистрация и Лицензирование
  Регистрация уведомлений
  Административная практика
  Судебная практика
  Организация деятельности
  Планы контрольно-надзорных мероприятий
  Информация о проведенных проверках
  Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
  Социально-гигиенический мониторинг и научно-практическая деятельность
  Ведомственные целевые программы
  Информационные системы, реестры
  Санитарный надзор
  Для предпринимателей
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА
ДОКУМЕНТЫ
ПРЕСС-ЦЕНТР
ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
ЦЕНТР ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ
 
 
 
телега
ФБУЗ Центр гигиенического образования населения Роспотребнадзора
Форма обращения граждан
ФБУЗ Центр гигиенического образования населения Роспотребнадзора

На главную / Основные направления деятельности / 

В Управление Роспотребнадзора  по Амурской области поступают обращения граждан по вопросам соблюдения хозяйствующими субъектами законодательства в сфере энергосбережения, порядка установки приборов учета, распределения бремени содержания индивидуального (общедомового) прибора учета, а также порядка начисления платы при отсутствии исправного прибора учета.

            

Управление представляет свою позицию по данным вопросам.

  

1). По вопросу о законодательных требованиях в сфере энергосбережения (установки приборов учета)

            

В соответствии с ч. 5 ст.  13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить   ввод в эксплуатацию:

  

1. общедомовых приборов учета воды, тепловой энергии и электрической энергии в многоквартирном доме;

  

2. индивидуальных приборов учета (общих – для коммунальной квартиры) воды и электрической энергии.

           

Контроль за наличием в жилых домах приборов учета энерго – и водоресурсов осуществляется Государственной жилищной инспекцией (п.3.1.13 Положения о государственной жилищной инспекции по Амурской области).

            

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность хозяйствующих субъектов за нарушения данных требований, а именно:

 • требований оснащенности многоквартирных домов приборами учета используемых энергетических ресурсов (п. 4 ст. 9.16 КоАП РФ),

   требований о разработке и доведении до сведения собственников помещений в многоквартирных домах предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах (п. 5 ст. 9.16 КоАП РФ),

  требований о предоставлении собственникам жилых домов, дачных домов, садовых домов, лицам, представляющим их интересы, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, если предоставление указанных предложений таким лицам является обязательным (п. 6 ст. 9.16 КоАП РФ).

 

2). По вопросу установления метрологических требований к приборам учета.

  

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 г. № 102 - ФЗ приборы учета должны отвечать обязательным  метрологическим требованиям, среди которых -  исправность и наличие сведений о поверке по истечении межповерочного периода.

              

В силу п.141 постановления Правительства РФ от 31.05.2006 № 530 «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии», для учёта электрической энергии потребляемой, гражданами-потребителями, присоединенными к электрическим сетям напряжением 0,4 кВ и ниже, используются приборы учета класса 2,0 и выше.

           

Соответственно потребитель при использовании прибора учета электроэнергии старого образца (ниже класса точности 2,0), обязан оплачивать электроэнергию по нормативу.

  

Порядок проведения поверки средств измерений, утвержден Приказом Госстандарта России от 18.07.1994 №125.

  

Цель поверки - выяснить, выходит ли погрешность прибора за установленные нормативными документами границы или нет. Поверка бывает первичная, периодическая, внеочередная и инспекционная.

  

Первичную поверку производят на заводе, когда выпускают прибор в продажу - или после того, как прибор прошёл ремонт. Результаты этой поверки действительны в течение межповерочного интервала.

  

Периодической поверке через определенные межповерочные интервалы подлежит каждый экземпляр, находящийся в эксплуатации (или на хранении). Пользователь должен представить на поверку средства измерения: расконсервированными, с техническим описанием, инструкцией по эксплуатации, паспортом или свидетельством о последней поверке и необходимыми комплектующими устройствами.

  

Внеочередная поверка производится:

 - при повреждении поверительного клейма;

 - в случае утраты свидетельства о поверке;

 - при вводе в эксплуатацию средства измерения после длительного хранения (более одного межповерочного интервала);

 - при известном или предполагаемом ударном воздействии на средство измерения или неудовлетворительной его работе.

  

Поверка средств измерений производится в соответствии с принятыми методиками. Если средство измерения признано пригодным к применению, то на него или техническую документацию наносится оттиск поверительного клейма или выдается «Свидетельство о поверке». Если средство измерения по результатам поверки признано непригодным к применению, оттиск поверительного клейма гасится, «Свидетельство о поверке» аннулируется, владельцу выдается «Извещение о непригодности» или делается соответствующая запись в технической документации.

  

Определение общих метрологических требований к средствам, методам и результатам измерений; отнесение в установленном порядке технического устройства к средствам измерений и установление интервалов между поверками средств измерений осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации (пункты 5.4.12 и 5.4.13 . постановления Правительства РФ от 17.06.2004 г. № 294). В Амурской  области указанный орган представлен Дальневосточным Межрегиональным Территориальным Управлением Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, инспекцией по Амурской области   (г. Благовещенск, пер.Чудиновский 10).

  

3). По вопросу о порядке начисления платы за коммунальный ресурс при неисправности (несоответствии метрологическим требованиям) прибора учета

            

В соответствии с ч. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

  

Жилищный кодекс предусматривает такой случай.  В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ при отсутствии приборов учета размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

  

Нормативы потребления электрической энергии населением Амурской области в многоквартирных домах и жилых домах при отсутствии приборов учета утверждены Постановление Губернатора Амурской области от 13.12.2006 N 685 «О нормативах потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению"

В соответствии с ч. 2 ст. 157 ЖК плата за коммунальные услуги рассчитывается в порядке, предусмотренном федеральным законом.

            

В соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 1 Закона РФ «О защите прав потребителей» правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (в том числе – энергоснабжения), вправе издавать Правительство Российской Федерации.

  

Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги установлен разделом III Правил оказания коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307.

  

В соответствии с подп. «в», «г» и «е»  п. 52 Правил оказания коммунальных услуг гражданам потребитель обязан:

 • использовать коллективные, квартирные и индивидуальные приборы учета, внесенные в государственный реестр средств измерений;

 • обеспечить сохранность пломб на этих приборах,

 • допускать в заранее согласованное с исполнителем время (не чаще 1 раз в 6 месяцев) для снятия показаний квартирных и индивидуальных приборов учета. 

  

В случае неоднократного (2 и более раза) отказа потребителем в допуске исполнителя или уполномоченного им лица в занимаемое потребителем жилое помещение для снятия показаний индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется в порядке, указанном в пункте 1 настоящего Приложения № 2 Правил (то есть по нормативу потребления), начиная с месяца, в котором потребитель во второй раз не допустил указанных лиц для снятия показаний индивидуальных приборов учета, до месяца (включительно), в котором потребитель устранил указанное нарушение. При этом исполнитель производит перерасчет размера платы за коммунальные услуги с применением показаний приборов учета в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (п. 6 Приложения № 2 Правил).

  

Следует разграничивать понятия «норматив потребления» и «безучетное потребление».

  

Безучетным признается потребление электрической энергии в случае нарушения установленного договором энергоснабжения и Правилами № 530 порядка учета электрической энергии со стороны покупателя, выразившимся во вмешательстве в работу соответствующего прибора учета или не соблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета, обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого возложена на покупателя, а также иных действиях покупателя, приведших к искажению данных о фактическом объеме потребления электрической энергии (п. 79 Правил № 530). Безучётное потребление предусматривает право приостановить исполнение обязательств по договору. 

            

Норматив потребления коммунальных услуг - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета (п.  2 Правил установления и определения нормативов потребления, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306).

            

Судебная практика выработала позицию, согласно которой  использование приборов учета с ранее разрешенным к применению классом точности 2,5 не подпадает под определение безучетного потребления, приведенного в пункте 79 Правил, и не является безучетным потреблением электрической энергии (Постановление Федерального арбитражного суда Западно – Сибирского округа от 15.07.2010 г. по делу № 46-16243/2009).


« Назад
Версия для печати